Нужно быть лучшим: Владимир Шамахов – директор СЗИУ РАНХиГС
Наталья Такмакова
Пресс-служба СЗИУ РАНХиГС
Владимир Шамахов, возглавляющий сзиу ранхигс, один из самых престижных вузов Санкт-Петербурга по подготовке руководящих кадров, сам является настоящим воплощением современного руководителя. энергичный, социально активный, открытый для всего нового, Владимир Александрович, по его собственным словам, создаёт новую модель отечественного образования, основанную на реалиях и одновременно устремлённую в будущее.
СП: Владимир Александрович, чем сегодня живёт РАНХиГС в Санкт-Петербурге? — Сегодня мы прочно заняли своё место в плеяде учебных заведений Санкт-Петербурга и СЗФО. Раньше мы занимались подготовкой государственных и муниципальных чиновников, сейчас к ним добавились управленцы в различных секторах экономики России, в корпоративном бизнесе, в общественных организациях и т.д. В СЗИУ РАНХиГС существует около 120 образовательных программ. Мы готовим специалистов по 14 образовательным направлениям бакалавриата и 10 направлениям магистратуры. Есть у нас также аспирантура и дополнительное профессиональное образование — переподготовка и повышение квалификации. У нас можно получить второе высшее образование по трём направлениям — ГМУ, юриспруденция и экономика.
СП: Сколько человек учится в академии? — В общей сложности в 2017 году на все формы обучения к нам поступило 3000 человек, по количеству подавших заявление на платное образование мы занимаем третье место в городе (первое и второе занимают Экономический и Политехнический университеты), по конкурсу на бюджетные места мы пять лет подряд занимаем первое место в городе — в среднем 74 заявления на место. Причём направления-лидеры показывают конкурс 90 и выше. Это PR, менеджмент и юриспруденция. По дополнительному образованию мы получили статус федеральной инновационной площадки Министерства образования и науки, и могу с гордостью сообщить, что мы являемся единственным учебным заведением на Северо-Западе, имеющим подобный статус. Наше основное кредо — непрерывное образование на протяжении всей жизни, поэтому с действующими управленцами в рамках повышения квалификации и переподготовки работают те же самые преподаватели, которые готовят бакалавров и магистров. Мы считаем, что такая позиция себя оправдывает, поскольку, работая с действующими профессионалами, преподаватели получают дополнительную компетенцию и доносят до молодёжи действительное положение дел в сфере управления. Мы также исповедуем практикоориентированный подход, поскольку модель, которую мы закладываем в стратегию развития, — это предпринимательский университет.
СП: Что это значит? — Существует несколько моделей университетов. Первой была классическая, гумбольдтовская. Затем сформировалась модель научно-исследовательская. Есть также ведомственная, профильная модель университетов. Для нас не подходит ни одна из вышеперечисленных, поэтому мы создали особую модель предпринимательского университета. Её отличием является то, что все исследования и все занятия проводятся на основе конкретных и реальных запросов организаций, фирм и компаний, а не умозрительных примеров или личных интересов преподавателей и студентов. Все темы дипломов и курсовых работ запрашиваются нами у потенциальных работодателей, затем мы их имплантируем в образовательный и исследовательский процесс. Это приносит свои плоды — студентам гораздо полезнее и интереснее работать с реальными кейсами российских органов управления и бизнес-организаций, а не с примерами из переводных книг западных издательств. Таким образом наш институт становится реальным участником жизнедеятельности территорий, а иногда даже и центром их развития за счёт того, что мы участвуем в разработке стратегий территориального планирования. К примеру, сейчас мы создаём Центр компетенции по развитию Арктики, активно сотрудничаем с комитетами исполнительной власти, с муниципальными образованиями, с фирмами и компаниями, которым мы помогаем с установлением зарубежных контактов. Мы создаём некие мосты для взаимодействия бизнеса с властью — образовательная организация предпринимательского типа очень хорошо подходит для этой роли. Мы также создаём сетевые проекты по научно-исследовательской деятельности. За счёт активной исследовательской, консалтинговой и аналитической работы СЗИУ зарабатывает деньги, которые позволяют ему быть достаточно свободным в планах развития наиболее перспективных направлений. Именно поэтому наш университет относят к категории предпринимательских — мы зарабатываем 85% нашего бюджета, остальное — поступления из бюджетных источников. Таких вузов в городе больше нет.
СП: Насколько мне известно, у вас есть педагоги-практики? — Безусловно. У нас около 600 преподавателей, из них две трети штатных — остальных мы приглашаем из других вузов. РАНХиГС имеет базовые кафедры в 15 компаниях города, включая Государственный Эрмитаж, правительство Санкт-Петербурга, Совет муниципальных образований Ленинградской области, ЛСР, ЗАО «Балтика» и т.д. Наши преподаватели и студенты находятся в постоянном контакте с действующими предприятиями, и это ценно. И конечно, мы не могли бы существовать в нынешнем качестве, если бы не опирались на активную мотивированную поддержку студентов и преподавателей. Причём драйвером изменений прежней традиционной модели являются студенты — именно их я взял в союзники для убеждения преподавателей в том, что обучаться необходимо на актуальном практическом материале. Сегодня учиться по учебникам или конспектам невозможно, а преподаватель должен быть не просто лектором, а тьютором, педагогомнаставником.
СП: В РАНХиГС есть возможность получить «двойной диплом». Расскажите о ней. — Двойные дипломы — это результат внедрения так называемых совмещённых образовательных программ, когда одна и та же программа актуальна для двух разных вузов в двух разных странах. Однако её достаточно сложно реализовать не только методологически, но и в связи с разным законодательством, не совпадающим в разных странах. Поэтому мы выбрали вариант двух дипломов, когда в специально укомплектованных группах половину срока обучения студент проводит в одной стране, половину — в другой. И в конце он получает одновременно дипломы двух вузов, в которых имеются подписи сразу двух ректоров. Наши вузы-партнёры в Ницце, Бургасе и Гуанчжоу выдают свой диплом в дополнение к нашему и наоборот. Скоро к ним присоединятся вузы в Германии, Венгрии, Финляндии и Эстонии. Для наших студентов не существует никаких ограничений, им доступны лучшие источники. Конечно, обязательным условием участия в такой программе является знание иностранного языка.
СП: Когда ситуация в институте начала меняться? — Три года назад произошел настоящий прорыв, перелом, когда приходящие к нам абитуриенты стали демонстрировать ориентацию на самореализацию, а не просто на пассивное получение образования. Нынешние студенты отлично понимают, что они сами должны получить определённый набор знаний и компетенций, реализовать себя в общественной жизни. И каждый год наши студенты становятся всё более мотивированными на результат, демонстрируют готовность самим улучшить жизнь города, страны, мира и свою собственную. И мы им в этом всячески содействуем за счёт поддержки их инициативы.
СП: Как происходит оценка социальной активности студентов? — У нас очень сильная студенческая организация, каждый факультет имеет свой студенческий совет. Мы даже избираем студенческого президента, и явка студентов на его выборы выше, чем явка на выборы городского руководителя! И у каждого из кандидатов есть своя программа, и подход к ней у студентов достаточно серьёзный. Очень популярны у наших студентов волонтёрское движение, социальная помощь. И это исключительно их инициатива, ведь нынешние молодые люди понимают, что такая активность является капиталом в их становлении как граждан, как руководителей и т.д. С первого дня учёбы у нас существует студенческий рейтинг. В нём учитываются и успехи в учёбе, и социальная активность, и администрация в него не вмешивается. В зависимости от результатов рейтинга может быть принято решение о переходе с платного образования на бюджетное. У преподавателей также существует свой рейтинг, где мнение студентов составляет 51% и является определяющим. Мы выпускаем свои газеты и журналы, некоторым уже два десятка лет. Кстати, в скором времени у нас на базе одной из военных академий появится военно-учебный центр — современный аналог военной кафедры.
СП: Каков портрет студента РАНХиГС? — Наши ребята — это настоящие бойцы, они стремятся к достижению результата. Большинство из них, кстати, занимаются спортом, который очень хорошо воспитывает волю. В спорте есть и коллективизм, и конкуренция, и вызов, и полярные эмоции. Молодёжи я пожелал бы активнее искать себя, свой путь, не бояться осваивать новое и совершать ошибки. С возрастом круг возможностей человека сужается, и чтобы не возникло сожалений об упущенных шансах, нужно пробовать свои силы в разных ипостасях. Жизнь показывает, что нельзя научиться на чужих ошибках, и молодость — как раз то время, когда нужно набираться собственного опыта. Нужно искать себя, а после того как свой путь найден, следовать ему и оставаться собой, не размениваясь на соблазны.
СП: Вы возглавляете академию уже во второй раз. Что изменилось с тех пор? — Первый раз я был руководителем Северо-Западного института управления РАНХиГС в 2002–2003 годах. И между этими двумя периодами я получил бесценный опыт, который позволяет мне лучше понимать, как работает бизнес, как повысить эффективность образования. Я убеждён, что копировать чужой опыт бессмысленно, а у нас, к сожалению, часто этим и грешат. Для внедрения любого опыта почва должна быть подготовлена. И когда я принял руководство академией во второй раз, я поставил на учёном совете вопрос: кем является для нас студент — подчинённым или партнёром? Ведь в новых, рыночных и демократических условиях старая модель уже не работает, она не приведёт к качественному улучшению. И мы приняли решение о том, чтобы считать студента равным партнёром образовательного процесса. Поскольку у нас всего 20% бюджетных мест, можно с уверенностью сказать, что наши студенты и их родители — заказчики, на чьи запросы и пожелания мы должны ориентироваться. И поскольку каждый год к нам поступает всё большее количество студентов, это значит, что мы выбрали правильный вектор развития.
СП: Кроме руководства академией, что ещё составляет важную часть Вашей жизни? — У меня много общественных амплуа. Я привык быть социально активным ещё со времён своей комсомольской юности. Возглавляю постоянную комиссию по молодёжной политике, патриотическому воспитанию и спорту, являюсь членом президиума Общественной палаты Санкт-Петербурга, состою в нескольких общественных советах организаций, связанных с культурой, — таких как Всемирный клуб петербуржцев, Клуб друзей Царского Села, филармонический совет. Я являюсь вице-президентом Союза промышленников и предпринимателей, президентом Маркетинг-клуба. Дружу со спортом — я вице-президент Федерации футбола Санкт-Петербурга, акционер ФК «Зенит», президент Федерации тенниса Северо-Запада с момента её основания. Мне кажется, роль общественных институтов в нашем государстве явно недооценена, и это положение дел надо исправлять. Неправильно, что власти смотрят на общественные объединения как на помеху, а не как на союзника.
СП: Как Вы проводите досуг? — Если я нахожусь в городе, люблю ходить с супругой и друзьями в театры и на концерты. На выставки удаётся выбираться реже. Я умеренный любитель рыбалки и охоты, не могу назвать себя страстным поклонником этого вида досуга. А вот гулять по лесу и просто бывать на природе очень люблю. Много времени уделяю спорту, как минимум раз в неделю хожу на теннис, чуть реже — на футбол и хоккей. Мы с супругой также любим путешествовать, объездили практически всю Россию. Я считаю, что Камчатка — самое красивое место на земле. Это настоящее место силы, впрочем, как и Алтай.
СП: Как сохранить гармонию в семье? — В каждой семье свои правила и традиции, своя история. С моей точки зрения, главное, что должно присутствовать, — это уважение и доверие друг к другу, готовность понять партнёра и пойти ему навстречу. Не стоит превращать семейную жизнь в перманентное выяснение отношений. И конечно, у супругов должны быть общие интересы, стремления, одинаковые взгляды на то, что происходит вне семьи. Иначе разобщение неизбежно.
СП: Какова формула успешного мужчины? — Полноценного успеха не может быть без гармонии всех составляющих. Необходимо совершенствоваться во всех сферах, иначе возникнет диссонанс. Мой принцип: не обязательно быть первым, нужно быть лучшим!
Скачать журнал24 ноября 2024 года