К берегам Эллады: Дмитрий Хворостовский


Фильм-опера «Музыкальная одиссея в Петербурге» собрал рекордное для такого рода жанра количество кинопросмотров, а его главные герои — Рене Флеминг и Дмитрий Хворостовский — стали одними из символов города на Неве.





СП: Как возникла идея создания фильма, и почему именно Рене Флеминг стала Вашим партнёром в картине?
— Делать фильм об опере было большим вызовом как для кинорежиссёра, так и для артистов. Несмотря на то что Брайан Лардж (постановщик киноленты) уже более полувека снимает музыкальные фильмы и работал ещё с Марией Каллас, для него этот процесс тоже был волнителен. Это может быть революционный по новаторству проект, или он может придерживаться классических рамок «диалога» двух голосов, как в нашем случае, но при любом подходе важно выдержать ту высокую ноту, которую задаёт сама классическая музыка, и ни в чём не допустить фальши. С Рене Флеминг мы работаем уже много лет. Бесспорно, она одна из величайших певиц современности, и для нас всех было большой удачей, что она смогла принять участие в проекте.

СП: Оперные партии, которые звучат в фильме, — Ваши любимые? Как Вы отбирали их?
— Действительно, это наши любимые музыкальные партии и композиторы. В картине звучит музыка Чайковского, Верди, также были использованы несколько номеров из камерной программы — Рахманинов, Метнер. Огромную работу проделала Рене: не будучи большим специалистом по русскоязычному репертуару, она потратила много времени на изучение артикуляции и фонетики русского языка. Хотя я всё-таки убеждён в том, что слова в данном случае вторичны, главное — величайшая музыка и то, как её чувствуешь.

СП: Декорациями к фильму выступают в том числе парадные залы дворцов Петербурга. В каком из них Вам было наиболее комфортно петь?
— Все они разные, у каждого своя акустика. Например, в Театре Юсуповского дворца поставленный типично-гулкий для сцены звук. Публика при этом сидела почти что на расстоянии вытянутой руки от нас, и атмосфера получилась очень доверительной и интимной. В роскошном Танцевальном зале Петергофского дворца нам удалось исполнить одну из моих любимых арий — дуэт Татьяны и Онегина из оперы «Евгений Онегин». Потрясающие по технической составляющей съёмки — невероятные звук и свет, великолепный зал, в котором эта финальная сцена диалога двух героев оказалась как нельзя к месту.

СП: После премьеры фильма кинокритики говорили, что в нём три действующих лица: Рене Флеминг, Дмитрий Хворостовский и Петербург. Почему именно город на Неве был выбран в качестве места съёмок?
— Музыка, звучащая в фильме, пропитана духом этого города. Чайковский здесь слышится буквально во всём. Для меня лично Петербург — один из любимых городов, поэтому место съёмок определилось одновременно с идеей фильма. Этот город — настоящая культурная жемчужина нашей страны, символ величайших произведений искусства, таких как архитектура, живопись и, конечно же, музыка. В европейскую версию фильма включена экскурсионная часть, где Рене выступает в качестве гида по Петербургу. Она настолько ответственно отнеслась к данной миссии, что тратила на эти съёмки едва ли не больше времени, чем на запись самой музыки. Я знаю, что она очень гордится проделанной работой и выпавшей ей ролью гида.





СП: У Вас есть в Петербурге любимые места?
— Это очень цельный город, и я скорее ценю его атмосферу и дух. В редкие моменты, когда мне случается оказаться здесь в белые ночи, я очень люблю бродить по маленьким улочкам. Мне нравится обилие воды в этом городе: тихие каналы, бурная Нева и Финский залив. Иногда мне даже нравится низкое петербургское небо и почти полное отсутствие солнца, что настраивает на очень лиричный лад, когда хочется творить.

СП: В каких городах могла бы продолжиться Ваша музыкальная одиссея?
— В Венеции! Она созвучна с Петербургом и также является моим любимым городом. Я часто бывал там в разное время года. Мне довелось видеть зимнюю Венецию, когда она выглядит таинственной и почти безлюдной, что для столь популярного туристического места огромная редкость.

СП: Наша встреча происходит накануне Вашего концерта в Малом зале Филармонии имени М.И. Глинки. Почему Вы выбрали настолько камерную площадку, в том время как ваши поклонники едва ли могут разместиться в огромных залах и на стадионах?
— Здесь состоялось моё первое выступление в Петербурге. Как лауреатов конкурса имени Глинки меня, Ольгу Бородину и Олега Кулько пригласила выступить Ирина Константиновна Архипова. Позже я часто выступал в этом зале, и каждое моё появление в нём — это ностальгия и выражение признательности этому прекрасному месту. Я очень ценю и особенно трепетно отношусь к петербургской публике, и мне хотелось именно ей показать то, над чем я работал последние годы. Дело в том, что я не хочу, чтобы слушатель забывал, что я прежде всего оперный и камерный певец. Мы подготовили уникальную программу, которую я уже представлял в США и Европе, а теперь она прозвучит первый раз в России на сцене Малого зала Филармонии. Кроме того, помимо зрителей, которые придут на концерт в рамках абонемента Филармонии, в зале будут и студенты. Последнее время я стараюсь давать мастер-классы и встречаться с творческой молодёжью, помогать им в их первых шагах.

СП: Какой самый главный совет Вы даёте студентам? — Любите музыку, а потом себя. Искусство всегда требует жертвенности, вы должны беззаветно любить то, чем занимаетесь. Это и есть самое главное.

21 ноября 2024 года

Поиск

Свежий выпуск