Выставка литографий Юлии Зарецкой
с 7 августа по 25 августаМалый зал Центрального выставочного зала «Манеж» в рамках проекта «МОНОЛОГИ» (Современное искусство Петербурга в лицах. Цикл персональных выставок мастеров Санкт-Петербурга) представляет выставку литографий петербургского художника-графика Юлии Зарецкой.
Литография (от греч. «litho» — камень, «grapho»- пишу) — техника плоской печати с камня. Эта интересная, столь любимая в Петербурге-Ленинграде, печатная техника была изобретена в Германии в конце XVIII века. В России первая литографская мастерская появилась именно в Петербурге в 1816 году. Большой популярностью пользовались литографии с видами города, выпускавшиеся Обществом поощрения художников в 1820-е годы. Во второй половине ХIХ века интерес к литографии угас из-за появления фотографии, однако вновь возродился на рубеже ХIХ-ХХ веков, во многом благодаря усилиям художников объединения «Мир искусства». В ХХ веке в Ленинграде большую известность получила литографская мастерская Союза художников, в которой работали такие мастера, как В.М. Конашевич, Н.А. Тырса, В.В. Лебедев, Е.И. Чарушин. Их произведения составили славу ленинградской школы литографии.
Сегодня традиции ленинградско-петербургской литографической школы продолжают и творчески развивают мастера эстампа современного Петербурга. Юлия Зарецкая, безусловно, — яркий представитель графической школы нашего города.
В 1989 году она закончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Участвует в выставках с 1987 года. Член Союза художников России. Лауреат Международного биеннале станковой и печатной графики. Работы Зарецкой находятся в частных и государственных собраниях России и за рубежом.
Черно-белые литографии Юлии Зарецкой отличаются лаконизмом выразительных средств, графичностью, экспрессивностью и драматизмом. Жанр пейзажа — один из основных в творчестве мастера, возможно, именно потому, что этот жанр, как никакой другой, позволяет передать состояние души автора посредством отраженного восприятия окружающего мира. Пейзаж — это всегда область эмоциональная, это всегда исповедь. Он сродни лирике в литературе. Работы Юлии Зарецкой пронизаны задумчивой меланхолией и глубоко личностным осмыслением увиденного. Как правило, это городской пейзаж. Образ Петербурга Достоевского, мрачного, неприютного города, окутанного мглой, возникает на листах бумаги. «Не приходило ли вам в голову, что в Петербурге угрюмые улицы? — писал в дневниках Ф.М. Достоевский. — Мне кажется, это самый угрюмый город, какой только может быть на свете!». Петербургские мотивы Юлии Зарецкой, впрочем, не всегда конкретны. Они словно ускользают, растворяются в глубоких бархатистых черных тонах. Черные дома, черные глазницы окон, черные силуэты людей и черные провалы улиц. Мягкое шершавое зерно литографской фактуры смягчает контрасты, размывает контуры. Перед нами город-призрак, город-видение. А по большому счету — боль души, особое восприятие жизни, ощущение неизбывной печали, внутреннего беспокойства и пронзительного одиночества. Город Юлии Зарецкой не совсем обычный и, возможно, не каждому знакомый. Кто-то воспринимает жизнь иначе, безмятежней что ли. А кто-то так, через осознание обреченности и несовместимости с обыденностью. А, впрочем, рассуждать о творчестве нелепо, нужно смотреть и чувствовать, принимать или не принимать этот душевный опыт разговора художника с миром. «Я не люблю теоретизировать на тему своих работ, — говорит Юлия Зарецкая. — Считаю, что это не нужно. Хочется — и рисую. Что можно сказать про картинку? Она есть, и на ней всё нарисовано. Для искусства, наверное, не требуется обоснований».
Малый зал Центрального выставочного зала «Манеж»