Закрытие сезона филармонии
пятница, 5 июляКонцерт- закрытие филармонического сезона проведет главный дирижер Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии маэстро Юрий Темирканов. Следующий год обещает множество событий, посвященных юбилею Мастера — в декабре Темирканову исполняется 75 лет. Впервые это имя громко прозвучало в 1966 году, когда вчерашний выпускник Ленинградской Консерватории Юрий Темирканов завоевал первую премию Всесозного конкурса дирижеров в Москве. Карьера Темирканова развивалась стремительно: двумя годами позже он возглавил академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии, а в 1976 году стал художественным руководителем Кировского (ныне Мариинского) театра. Свое главное назначение Темирканов получил в 1988 году, когда после смерти Евгения Мравинского, возглавлявшего Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии, по желанию оркестра, он занял пост главного дирижера первого симфонического оркестра России. Одновременно с этим с 1992 по 1998 Темирканов занимал пост главного дирижёра Королевского филармонического оркестра в Лондоне. С 1992 года по
1997-й являлся главным приглашенным дирижёром Дрезденского филармонического оркестра. С 1988 года возглавлял Симфонический оркестр Датского радио в Копенгагене. В январе
2000-го года Темирканов возглавил Балтиморский симфонический оркестр, а последние годы делил свое время между Петербургом и Пармой, Италия, где был музыкальным руководителем Королевского оперного театра.
Многие артисты более молодого поколения называют Темирканова своим «добрым ангелом». Это пианисты Евгений Кисин, Денис Мацуев, Ланг-Ланг, скрипачи Вадим Репин, Сара Чанг, Джулия Фишер, виолончелистка Алисия Вайлерстайн и многие другие из тех, кому дал путевку на широкую эстраду Юрий Темирканов, приглашая их выступать с ним в концертах. Ученица Захара Брона и Максима Венгерова молодая испанская скрипачка Летисия Морено, героиня этого вечера, признана одной из самых многообещающих скрипачек своего поколения. Летисия Морено уже произвела огромное впечатление на международной арене, выступая с сольными концертами в таких престижных концертных залах как Аудиторио Насьональ в Мадриде, Театр Рудольфино в Праге, Байройт Опернхаус, Редут в Боннеи многих других. Скрипачка играет на скрипке работы Пьетро Гварнери, Мантуя 1679 года, любезно предоставленной ей Чикагским Обществом Страдивари. Первый скрипичный концерт Д.Д.Шостаковича, который исполнит Летисия Морено, был закончен автором весной печально известного 1948 года, и долгое время пролежал под спудом из-за запрета на музыку «формалистов». И только спустя семь лет, в
1955-м, американские импресарио затребовали, чтобы Давид Ойстрах, которому было посвящено сочинение, сыграл его на гастролях в США. Музыка концерта поражает своим масштабом и глубиной, отразившей состояние художника, находящегося под страшным давлением тоталитарного сознания, и отчаянно борющегося за свое право жить, чувствовать и мыслить. Построенный по принципу чередования частей медленно-быстро-медленно-быстро, Концерт проходит путь от мучительных терзаний, страха и тоски, через бешеную скачку и трагическую Пассакалию к отчаянно-бесшабашному финалу, увлекающему в своем вихре и сметающему все на своем пути.
Закончит вечер Вторая симфония Яна Сибелиуса. В истории музыки этому финскому композитору, классику первой половины ХХ века принадлежит особое место. Он творил в так называемый «Серебряный век музыки»; его стиль может служить примером северного модерна.
Творчество Сибелиуса при его жизни получило широкое признание главным образом в англо-саксонских странах. Популярность Сибелиуса в Англии и США достигла своего пика к середине
1930-х годов. Среди наиболее пылких приверженцев Сибелиуса в США были О. Даунс, музыкальный критик «Нью-Йорк Таймс», и С. Кусевицкий, дирижёр Бостонского симфонического оркестра; в 1935, когда музыка Сибелиуса прозвучала по радио в исполнении Нью-йоркского филармонического оркестра, слушатели избрали композитора своим «любимым симфонистом».
Большой зал филармонии