Выставка Сергея Киселева «TERRA»
с 1 октября по 10 декабряВыставочный центр «Эрмитаж-Выборг» представляет персональную выставку петербуржского художника Сергея Киселева «TERRA»
Петербургский художник-живописец Сергей Киселев в своем творчестве не в первый раз обращается к теме среды обитания человека и к взаимосвязи предметов в рамках этой среды. Назвав выставку «Terra» (Земля), Сергей подчеркивает неразрывную связь человека и природы. Обманчивая простота форм изображаемых предметов контрастирует со сложной многослойной техникой исполнения. Художник в своих работах выстраивает сложный контрапункт, где несколько самостоятельных идей и приемов выливаются в единое гармоничное произведение. Кажется, что поверхности картин несут в себе исторические и временные наслоения, словно палимпсесты, со стертыми и вновь написанными посланиями. Автор сосредотачивает взгляд зрителя именно на поверхности картин, умышленно уводя зрителя от предметности работ.
Сам художник говорит: «Это не просто изображение старых, потрескавшихся и истертых предметов, горшков и тарелок — это разговор об ощущении времени, о быстротечности жизни, о бренности бытия, о цене и ценности, о пространстве и вечности...»
Художник в своем творчестве умышленно ограничивает приемы, традиционные для классической фигуративной живописи, заставляя зрителя воспринимать работы на уровне чувственного переживания, больше свойственного абстрактному искусству. По мнению автора, невозможно по-настоящему любоваться природой или искусством и одновременно оценивать его. Со словами: «Это прекрасно!» чудо исчезнет. Анализ и формулирование необходимы для профессиональной оценки специалистам и совершенно противопоказаны зрителю, пришедшему соприкоснуться с искусством.
Выставка объединяет в себе три серии работ: «Терра», «Покаяние» и «Дома». Это работы разного периода и исполнены в различной технике, но это не мешает воспринимать проект целостно и концептуально. Работая над серией «Дома», Сергей использовал приемы японской техники «Нихонга», секретами которой поделились с ним японские художники Мсааки Миясако и Масатака Оябу. Соединив европейские и японские приемы живописи, Сергей разработал собственную авторскую манеру письма. Работы более позднего периода отличаются сильно выраженной текстурной поверхностью, сложно совмещенной многослойностью, деликатностью цветовой палитры.
Слова автора о технике: «Меня часто спрашивают, как долго я работаю над картиной. На самом деле, невозможно это выяснить, даже примерно. Я долго вынашиваю идею. Месяцы, годы. И только, когда у меня все сложилось, и я чувствую уверенность, приступаю к работе. Подготовка холста — довольно кропотливое занятие. Натяжка, проклейка, грунтовка, работа с текстурной пастой в несколько слоев занимает много времени. Одновременно я подготавливаю несколько холстов. Далее, наношу имприматуру (первый красочный слой) и, чаще всего, использую красный. Краска, нанесенная поверх, следующим слоем, приобретает новое звучание. Часть краски верхнего слоя я удаляю ветошью, оставляя частицы пигмента в кракелюрах и углублениях, часто эту операцию повторяю многократно. Между каждой операцией оставляю время для высыхания слоя, это позволяет заниматься параллельно другими работами, поэтому и получаются серии. Каждая серия объединена не только и не столько темой — это творческий период, подверженный моему эмоциональному состоянию, наверное, это и определяет цветовую палитру и контрастность. Заключительная работа — лессировками (нанесение полупрозрачных красок поверх основного цвета). Иногда бывает, по завершении, работа не удовлетворяет меня, и я все переделываю. Ну, и как высчитать время работы над одной картиной?»
Выставочный Центр «Эрмитаж-Выборг»
г. Выборг