Международный Public Art фестиваль «Арт Проспект»
с 20 сентября по 23 сентябряБлаготворительный Фонд CEC Artslink, при поддержке Посольства США в Москве, Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского филиала Государственного Центра Современного Искусства и фонда Trust for Mutual Understanding объявляют о запуске ежегодного международного Public Art фестиваля «Арт Проспект».
«Арт Проспект» — уникальный по формату и абсолютно новый для Санкт-Петербурга фестиваль Public Art. Как вид искусства, Public Art демонстрирует его важнейшую роль в формировании городского пространства и открывает возможности для сотрудничества между художниками из самых разных культур. Искусство вне музеев и галерей, близкое, скорее, к так называемому уличному искусству, Public Art обращается к аудитории, находящейся за пределами профессионального арт-сообщества.
Являясь первым в нашем городе крупным Public Art фестивалем, «Арт Проспект» призван разнообразить и украсить пространство Санкт-Петербурга, раскрыв для горожан историю и красоту Литейного проспекта. В сентябре 2012 семь американских художников, включая звезд современного Public Art — Линду Хеш и Пола Нотзольда, в сопровождении куратора Эда Вудама, приедут в Санкт-Петербург на 14 дней для того, чтобы создать и инсталлировать работы в рамках фестиваля. На фестивале будет представлена и нашумевшая работа «Мисс Беннет» американской художницы Swoon — одной из ключевых фигур современного Public Art. Во время своего визита художники прочитают лекции и проведут мастер-классы. Одновременно с художниками из США реализовывать свои проекты для фестиваля будут восемь художников из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, среди которых: обладатель премии Курехина — Петр Белый, Андрей Рудьев, Илья Гапонов, Евгения Голант, Вероника Рудьева — Рязанцева, Ольга Житлина, группа «Мыло», Тима Радя.
Основной этап фестиваля пройдет на Литейном проспекте — на участке от Невского проспекта до улицы Белинского. Большая часть проектов и перформансов расположится во дворах, отдельные проекты будут реализованы на территории культурных учреждений, магазинчиков, кафе и больницы, находящихся на этой улице и в Литейном округе.
На четыре дня Литейный проспект станет местом, где будет представлено множество видов искусств в общественном пространстве: от временных инсталляций, интерактивных медиа-проектов или бумажных аппликаций до перформансов, созданных руками шестнадцати российских и американских художников, в режиме реального времени, специально для фестиваля «Арт Проспект».
Доступность проектов фестиваля «Арт Проспект» для зрителей, их осязаемость, очевидность и интерактивность, новаторские практики, применяемые творцами прямо здесь и сейчас, откроют новые грани столь привычной для нас городской реальности и заинтересуют, а возможно, и навсегда покорят жителей Санкт-Петербурга.
ОБ УЧАСТНИКАХ ФЕСТИВАЛЯ И ИХ ПРОЕКТАХ:
ПЁТР БЕЛЫЙ —
родился 1971 году в Ленинграде, в 1989 закончил Среднюю художественную школу при Академии Художеств, с 1990 по 1992 — студент отделения керамики и стекла в Мухинском училище. С 1994 года — член Санкт-Петербургского Союза Художников. С 1995 по 2001 жил в Лондоне. В 2000 году закончил магистратуру (отделение печатной графики) в Камбервелл Колледже. С 1999 — действительный Член Королевского Общества Граверов. В настоящее время Петр Белый живет и работает в Санкт-Петербурге. Занимается печатной графикой, инсталляцией, живописью, преподает в Смольном Институте. Работы Белого находятся в частных и государственных собраниях в России и за рубежом.
Проект «Шесть миллиардов лет»
В проекте «Шесть миллиардов лет» происходит нарочитая попытка увековечить явления сугубо временные. Воссозданные объекты действительно существовали в разных городах мира, они объединены интернациональностью языка и простотой пластических решений, повторяемых в разных контекстах: крест, круг, пятно, линия, силуэт. Время их существования было скоротечно — от нескольких минут до нескольких дней. Возникшая на короткое время гармония могла бы исчезнуть навсегда. Задача художника в данном случае — наблюдение, сравнение и фиксация.
ЭД ВУДАМ (Ed Woodham) —
художник, перформер, куратор и продюсер, работа которого направлена на раскрытие взаимоотношений между искусством и зрителем, исполнителем и аудиторией. Вудам проводил мастер-классы по Public Art в Школе Визуальных Искусств и в Университете Дизайна Парсонс. В Атланте он создал мультидисциплинарное арт-пространство 800 East, объединившее более 250 художественных событий визуального и исполнительского искусства. Для художественного фестиваля 1996 года в Атланте Вудам срежиссировал перформанс «Art in Odd Places», вскоре превратившийся в независимый проект. Сегодня «Art in Odd Places» — это ежегодный фестиваль на
14-й улице в Нью-Йорке, где искусство представлено в самых неожиданных общественных местах.
В рамках фестиваля «Арт Проспект» в Санкт-Петербурге, Эд Вудам, совместно со студентами Фонда ПРО АРТЕ, проведет мастер-класс «Модель» на дорожках Итальянского и Шереметьевского садов.
По задумке Вудама, дорожки садов превратятся в подиум, на котором будет реализована сама идея термина «модель». Участники проекта — все мы, жители этого «модельного подиума», все вместе и каждый, кто работает, ходит, вспоминает о былом, сталкивается с идущими навстречу, ест, пьет, танцует, ощущает запахи, спотыкается, осязает и видит сны о Литейном проспекте на всем его протяжении с севера на юг.
.
Авторы «Модели» намерены «сбить» прохожих с проторенных ими маршрутов и открыть новое измерение привычного для них окружения. Жителям предстоит переписать «географию» Литейного проспекта, мысленно представив себе то, что могло бы здесь быть.
ИЛЬЯ ГАПОНОВ —
выпускник парижской Национальной школы изящных искусств (2004 год) и Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. В. Мухиной (кафедра монументально-декоративной живописи, 2007 год). Обучался по программе для молодых художников Фонда «ПРО АРТЕ». Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Проект: «Больше неба»
Место: Итальянский сад, Литейный проспект, 55.
Центр нашего города известен плотной застройкой и дворами колодцами. Желая насытить среду дополнительным воздухом и пространством, Илья Гапонов расположит на территории зеленой зоны зеркальные «столбы-колонны» с плоскостями зеркал разной направленности. Зеркала, отражающие непредсказуемые поверхности неба, зелени, стен зданий, изменят пространство, превратив обычные дворы в зазеркалье и решив проблему замкнутости.
ЕВГЕНИЯ ГОЛАНТ —
выпускница Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица (Мухинское училище), с 2003 года — член Творческого Союза Художников России. В 2005 обучалась в летней академии искусств в Зальцбурге на курсе Ширин Нешат. Начав рисовать еще в пять лет, Евгения Голант рисует только то, что видят ее глаза. Самое ценное для нее — это обмен между художником и моделью, взаимодействие автора с объектом, которым может быть как город, так и человек. Возникающее во время работы напряжение художница считает необходимой частью творческого процесса. Атмосфера места и непредвиденная реакция людей становятся частью картин, а художник — губкой, впитывающей описываемую им среду.
ОЛЬГА ЖИТЛИНА —
петербургская художница, искусствовед, участница основных проектов
1-й и
2-й биеннале молодого искусства «Стой! Кот идет?», Амстердамской биеннале, фестиваля «Изолента». Аспирантка Академии Художеств им. Репина, Житлина является создательницей двух проектов фестиваля «Арт Проспект», затрагивающих крайне важные и очень непростые для современной России темы.
Проект: «Самый толерантный двор Петербурга»
Перформанс-мистификация. Художница проводит экскурсию по двору, рассказывая о том, насколько толерантны его жители, и в чем конкретно это проявляется. Небольшие группы актеров в разных уголках двора инсценируют рассказ: где-то местные жители и мигранты обучают друг друга своим языкам, где-то молодые люди обмениваются одеждой и т. д.
Проект: «Россия — страна возможностей»
Настольная игра «Россия — страна возможностей» — это способ рассказать о возможных сценариях судеб миллионов мигрантов, ежегодно приезжающих на заработки в Российскую Федерацию из бывших советских республик Центральной Азии.
Цель — дать играющим ощутить себя «в шкуре» иностранного рабочего, прочувствовать все риски и возможности, понять соотношение игры случая и личной ответственности, и таким образом ответить на такие вопросы-обвинения в адрес мигрантов как, например: «Почему они работают нелегально?», «Зачем они соглашаются на такие условия?». С другой стороны, только описав лабиринтообразную схему правил, обманов, бюрократических препон и ловушек, по которой устроена миграция в сегодняшней России, мы получаем общее видение того, как можно действовать внутри этой схемы, и того, что в ней необходимо изменить. «Больше всего нам хотелось бы, чтобы эта игра стала документом историческим», — говорят авторы проекта.
ГРУППА «МЫЛО»
возникла в 2007 году в виде идеи, сделав свои первые шаги уже в
2008-м. В состав группы входят Дмитрий Петухов и Семен Мотолянец — выходцы из народа, по утверждению самих создателей объединения. Название группы — заглавные буквы имен и фамилий её участников.
Материалом для реализации своих идей группа выбрала обычное мыло: варит, скользит, моет, ест, кусает, бросается, покупает и выбрасывает, втирает и использует в готовом виде брикеты хозяйственного 72% и 65% мыла. «Мылом» (во всех смыслах) созданы городские памятники, мемориальные доски, мелкая архитектура, украшены интерьеры, отмыты некоторые галереи и другие помещения.
Перформанс: «Труба»
Воспоминание старой социальной рекламы. Использование характерных для петербургских улиц архитектурных элементов — водосточных труб. Когда весной из труб сыпется с шумом лед — во время оттепели — он привлекает внимание, заставляет остановиться. Это модель привлечения внимания — для того, чтобы остановить зрителя. И модель взаимодействия государства и населения.
ПОЛ НОТЗОЛЬД (Paul Notzold) —
уникальный художник, работающий в области new media и дизайна, используя интерактивные технологии и, в частности, мобильные телефоны. Нотзольд получил высшее образование в университете Парсонс, где позднее стал преподавать.
Самая заметная работа Нотзольжа носит название TXTual Healing (www.txtualhealing.com). Этот нашумевший проект был представлен во многих странах мира, попал на страницы известных изданий, включая The Economist, Wired, Time Magazine и Overspray, а также был обозначен в Google’s Creative Internet (слайд № 65). О проекте также упоминается в некоторых книгах Trespass: «A History of Uncommissioned Urban Art», «Touch the Code» и «Street Art and the War on Terror: How the Wold’s Best Graffiti Artists Said NO to the Iraq War».
В 2007 году Нотзольд получил Каннского Бронзового Льва за работу с Credo Mobile, в 2008 году его пригласили участвовать в избирательной компании Барака Обамы. Согласно концепции представленного проекта, Нотзольд просил людей закончить фразу «Я голосую, потому что...». Совсем недавно художник получил грант от National Endowment for the Arts для реализации своего проекта в Сан-Франциско.
Проект «TXTual Healing» своего рода исследование того, как мобильные технологии могут создавать театральное действо. С помощью ноутбука и проектора на фасад здания проецируются некие формы, означающие прямую речь и номер телефона, на который зрители могут отправлять смс с текстом/ответом на поставленный художником вопрос. Обычно приватная форма коммуникации в данном проекте становится открытой и в тоже время анонимной и объединяет сообщество с помощью спонтанного перформанса.
ШЕРИЛ ОРИНГ (Sheryl Oring)
использует скульптуру как часть междисциплинарной практики со старыми и новыми медиа-компонентами, чтобы рассказывать любопытные истории и — оценивать общественное мнение. Художественные произведения Оринг интерактивны. Скульптура, фото- и видеоинсталляции, перформансы и книги в руках Шерил становятся выразительным проявлением влияния публики и местного сообщества. Работы художницы были представлены на биеннале 01SJ в Сан-Хосе и в Брайан Парке в Нью-Йорке, в Бостонской Публичной библиотеке и в McCormick Freedom Museum в Чикаго.
Интерактивный перформанс, в ходе которого прохожим на Литейном проспекте будет предложено ответить на вопрос: «Чему Россия может научить остальной мир?». Ответы горожан заносятся на специальные карточки с помощью пишущих машинок. Самые интересные ответы, распечатанные на листах формата А3, подобно афишам размещаются в рекламных боксах в арке, ведущей к театру «На Литейном».
Перформанс проходит с 20 по 22 сентября, перед началом спектакля или в дневное время.
АНДРЕЙ РУДЬЕВ —
выпускник Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища (выпуск 2004 года). С
1987-го Андрей Рудьев постоянно участвует в выставках, фестивалях, биеннале в России, США, Германии, Голландии, Франции, Австрии, Пакистане, Грузии и других странах.
Проект: «Домино»
Место: Итальянский сад, Литейный проспект, дом 55.
Проект «Домино» — ремейк популярной в недалеком советском прошлом настольной игры. Андрей Рудьев: «Здесь можно говорить о „социальной“ ностальгии: в отличие, например, от шахмат, домино — игра коллективная, и она по-своему объединяла людей. Благодаря этим качествам, а также активной интерактивной составляющей, этот проект, на мой взгляд, органично вписывается в контекст и задачи „публичного“ искусства для общественных зон.
Изготавливаются небольшие лавочки, 40×50×100 см, выглядящие как „кости“ домино. Эти лавочки достаточно легки, чтобы их можно было перемещать по тротуару. Таким образом, стыкуя лавочки-модули соответственно нанесенной доминошной маркировке, зрители или прохожие сами смогут участвовать в создании мобильных, комфортных для данного момента ситуаций. В пространстве парка будут возникать интересные конфигурации самодостаточных и саморазвивающихся арт-объектов».
Полный набор домино составляет 28 «костей», но для уличной ситуации, по мнению автора проекта, будет вполне достаточно
15-ти. Все домино с 0 (как слишком пустые) и 6 (как слишком перенасыщенные кружочками) можно убрать. Доминошный ряд от 1 до 5 составит 15 «костей», достаточных для стыковочных комбинаций.
ВЕРОНИКА РУДЬЕВА-РЯЗАНЦЕВА
Уроженка Красноярска, в 19 лет перебралась из Сибири в Санкт-Петербург, чтобы позже закончить Художественно-Промышленную Академию им. барона Штиглица (факультет монументальной живописи), и, параллельно с этим, школу современного искусства «ПРО АРТЕ», где обучалась по программе для молодых художников. Художница относит себя к поколению «детей перестройки», уделяя особое внимание исследованию пост- и пост-постсоветского пространства и вопросам о том, каков его процент в сегодняшнем дне, как и чем оно вытесняется из нашего сегодня. Рудьева-Рязанцева фокусируется на людях, работает с их энергией. Зачастую её работы — это почти документальная съемка, но сделанная под определенным углом зрения, свойственным Веронике. Герои работ художницы — конкретные персонажи, которые становятся символами времени, места, поколения, события.
Проект: «Улей»
Проект «Улей» — это видеоинсталляция, которая демонстрируется на восьми телевизорах. Банальное действие — сушка волос феном, будучи изъятым из логического ряда рекламного ролика, превращается в завораживающий и одновременно пугающий ритуал. Роскошные волосы моделей под действием фенов оживают и превращаются в органическую стихию, поглощающую человеческую сущность их обладательниц. Красавицы превращаются в чудовищ. Их скрытые лица наполняются той потенциальной опасностью, которой наделялось лицо камлающего шамана, спрятанное за головным убором, оснащённым длинными, закрывающими лицо полосками кожи.
Название проекта ассоциативно — гудение фена напоминает жужжание пчелы, «ульем» также называли популярную причёску
60-х, знакомую по образу Эми Уайнхаус.
«Улей» поднимает важный вопрос о скрытых смыслах, которыми чреваты штампованно-соблазнительные образы массовой культуры, и выявляет ту границу, за которой заканчивается их власть, и начинается тёмная территория архетипических страхов.
Части проекта «Улей» были представлены на II московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идёт?» в 2010 году, в Перми на фестивале современного искусства «Живая Пермь» и выставке «Гидропоника» (2010).
СВУН (Swoon) —
художница из Бруклина, Нью-Йорк. Работы Свун по дереву, трафареты и вырезанные из бумаги портреты можно увидеть на стенах городов по всему миру. Свун — создательница нескольких больших инсталляций, наиболее известная из которых — «The Swimming Cities of Switchback Sea», в рамках Deitch Projects, в 2008 году.
Произведения Свун находятся в коллекциях Музея Современного Искусства MoMA, Бруклинском Музее Искусств и в Галерее Тейт; выставки проходили в Музее Современного Искусства, P.S.1., Центре Искусств Yerba Buena и Black Rat Press.
На искусство Swoon повлияли исторический контекст и национальные мотивы, всё — начиная от гравюр по дереву немецких импрессионистов и заканчивая индонезийскими куклами теней. С 2006 года художница организует своеобразные «сплавы» по рекам Миссисипи и Хадсон на созданных ею огромных плотах. Совсем недавно Swoon и ее команда организовали целую флотилию, с которой и «вторглись» на Венецианскую биенале 2009 года.
Свун не посетит Санкт-Петербург лично, однако в Северной столице будет представлена одна из нашумевших работ художницы — " Мисс Беннет«.
Работа посвящена художнице-аборигену Мисс Беннет, которую Swoon встретила в Австралии. По словам Свун, Мисс Беннет оказалась одной из очень немногих людей, которые помнили доколониальную Австралию. Мисс Беннет — и сама художница, работы которой основаны на традиционном искусстве её родного племени. Данный портрет представляет Мисс Беннет поющей и рассказывающей историю, что является частью ее собственного творчества. Работа была частью инсталляции, созданной Swoon в 2011 году и представленной в Институте Современного Искусства в Бостоне.
АНДРЕА СТУДЕЛ (Andrea Steudel) —
автор сразу двух проектов фестиваля — создает мобильные уличные перформансы, используя для этого специальную видеопроекцию и... пространство — в качестве театральных декораций.
Когда простые прохожие неожиданно становятся зрителями, их удивление создает особую память измененного пространства, которая полностью трансформирует привычное восприятие ночного города.
Проект: «Секреты уличных знаков»
«Секреты уличных знаков» — проект, который проходит как днем, так и в вечернее время. Вечером художник «отбрасывает» на землю тени от столбов и фонарей и добавляет искусственные тени, чтобы оживить объект. В это время контуры тени обрисовываются временным, мягким уличным мелом, чтобы на следующее утро его следы удивляли прохожих.
Проект: «Направляя небо»
Материалы: Проектор, трафареты, ноутбук, удлинители для электричества.
«Направляя небо» — удивительно красивый проект, в котором на фасады зданий проецируются силуэты. Проекция начинается в сумерках, и чем темнее становится вокруг, тем ярче видны образы ночного неба — луна и звезды, постепенно сливающиеся с сентябрьским небом Северной Пальмиры.
НИКОЛАС ФРЕЙЗЕР (Nicholas Fraser)
в 2011 году, являясь участником программы резиденции в LMCC SwingSpace Residency в Нью-Йорке, Николас Фрейзер завершил работу над проектом Branding Projects. Branding Projects — это тексты, выжженные на пнях возле двухсотлетнего Форта Джей. Подобные инсталляции являются полупостоянными.
Совсем недавно эфемерные инсталляции Фрейзера были представлены в Flux Factory, Bronx Art Space и на выставке «Побег из Нью-Йорка\ Escape from New York» на бывшей шелковой фабрике в Паттерсоне (Нью-Джерси). Две инсталляции также были включены в фестиваль «Arts in Odd Places» в 2009 году. Полу-видимые настенные тексты Фрейзера были представлены на выставке Mixed Messages в галереях La Mama и Taller Boricua. В 2013 году Музей Искусства в Индианаполисе представит работы художника из серии «Mapping Project».
Место: Итальянский сад., двор Клиники Скандинавия, Литейный, 55.
Материалы: трафареты, меловая пудра.
На дорожках Итальянского сада будет представлена эфемерная инсталляция в основу которой легли истории двух персонажей из произведения Н.В. Гоголя «Невский проспект». Каждый из текстов, написанных меловой пудрой, будет смазываться и стираться по мере того как по ним проходят посетители сада. Надписи постепенно приобретут неясные очертания и станут нечеткими, прежде чем совсем исчезнуть.
ТЕРРИ ХАРДИ (Terry S. Hardy)
живет в Атланте и работает в сфере скульптуры и инсталляции. Работы Харди обращаются к темам идентичности, сексуальности, религии и исправлению неверного. Харди принимал участие в семидесяти (!) выставках, работы художника находятся в коллекциях в Северной и Южной Америке.
Проект: «Воспоминание»
Инсталляция представлена в виде «флагов», развешанных на незаметной для глаза веревке между деревьями Шереметьевского сада. «Флаги» с нанесенным на них текстом стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминание» (1828 г.) словно рассеиваются по саду, создавая совершенно особенную, столь близкую и понятную Петербургу атмосферу.
А. С. Пушкин «Воспоминание»
Когда для смертного умолкнет шумный день,
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
ЛИНДА ХЕШ (Linda Hesh) —
виртуозно объединяет личное и политическое, не боясь играть с запретами и бросая вызов социальным формам. В этом году художница получила признание ассоциации The Americans for the Arts за Социально Значимое Искусство в Общественном Пространстве.
Произведения искусства Линды Хеш находятся в коллекциях Музея Искусств в Лос-Анджелесе, в Институте Кинси и Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне. Ее работы отбирались для участия в выставках международными кураторами Миленой Калиновска, Стенфордом Биггерсом, Клаудией Гоулд и Фолипом Бруукманом. С лекцией о собственном искусстве Линда выступила на Арт Фестивале в Защиту Прав Человека в музее Renwick в Вашингтоне, а также в Академии Rietfeld в Амстердаме.
Проект: «Искусство создает жизнь»
На столики кафе наклеены виниловые наклейки со словами: «искусство», «создает», «жизнь». Какая последовательность верна? Передвигая столы, посетители кафе меняют смысл фразы, выбирая между двумя вполне философскими суждениями. "Жизнь создает искусство"/"Искусство создает жизнь".