Музыка Микаэла Таривердиева
вторник, 15 маяПрограмма очередного концерта «Во фраках и в джинсах» полностью посвящена творчеству выдающегося российского композитора Микаэла Таривердиева. Академический симфонический оркестр петербургской филармонии под управлением Александра Полищука исполнит сочинения Таривердиева: впервые в Петербурге прозвучит Концерт для альта с оркестром (солист Алексей Людевиг), а также, сюита из балета «Девушка и смерть», музыка к кинофильмам «Маленький принц», «Пропавшая экспедиция», «Ольга Сергеевна», «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы».
Имя Микаэла Таривердиева хорошо известно каждому в России. Его больше знают по музыке к популярным фильмам — он написал музыку к 132 кинофильмам, но кроме этого, он еще и автор камерных вокальных циклов, четырех балетов, четырех опер, органной музыки. Его музыку можно узнать с первых тактов. Независимо, в каком жанре она написана — будь то музыка в кино, театре, опера или романс. Она всегда отмечена его неповторимой интонацией, она имеет свое лицо.
Ученик Арама Хачатуряна, он дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила прославленная певица Зара Долуханова. С его оперы «Кто ты?» начинался Камерный театр Бориса Покровского. А комическая опера «Граф Калиостро» вот уже пятнадцать лет остается одной из самых репертуарных опер этого знаменитого театра. Микаэл Таривердиев много работал и в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа, Десять хоральных прелюдий, Симфония для органа «Чернобыль», а также два концерта для скрипки с оркестром и «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», написанный композитором по заказу замечательного музыканта Юрия Башмета. Микаэл Таривердиев является лауреатом восемнадцати международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975), премии японской звукозаписывающей фирмы «Виктор» (1978). Возглавлял со дня основания гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России, был художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена». В 1998 году учреждена Премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр». В 1999 году учрежден Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева, который проходит раз в два года в Калиниграде.
Петербургский альтист Алексей Людевиг занимался у своего отца — известного петербургского альтиста Алексея Людевига, а также у Юрия Башмета и Дмитрия Шебалина; учился дирижированию у Мариса Янсонса. География выступлений А.Людевига охватывает четыре континента. В качестве солиста музыкант он выступал со знаменитыми коллективами, как Оркестр Берлинского радио, оркестр Санкт-Петербургской филармонии, оркестр Новосибирской филармонии и т.д., на фестивалях «Музыкальные встречи в Эвиане» Мстислава Ростроповича, «Radio France» Монпелье, «Korsholm Music Festival», «Bachanalia Festival» в Нью-Йорке, Suoni e Colori (Флоренция); работал концертмейстером альтов Лозаннского Камерного оркестра и Лионской Оперы; принимал участие в основании фестиваля «Дворцы Петербурга». Алексей Людевиг является художественным руководителем фестиваля «Новый Серебряный Век». Репертуар музыканта охватывает три столетия — от барокко до произведений современных композиторов, в том числе написанных специально для него. Он представил несколько мировых премьер произведений российских композиторов, последняя из которых — Концерт Сергея Слонимского, а также современных американских и французских композиторов. Алексей Людевиг совмещает сольные выступления, исполнение камерной музыки (в основном в составе созданного им ансамбля «St.Petersburg Chamber Soloists») и преподавание в Санкт-Петербургской консерватории.
Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д.Шостаковича
Большой зал