Выставка «Красавицы русского театра. Красота без Photoshop»
с 27 апреля по 12 августаНа выставке Музея театрального и музыкального искусства представят фотопортреты известных русских актрис конца ХIX — начала XX века, имена которых стали символами времени. В настоящее время существует немало способов создания привлекательного образа, возможности же рубежа веков были куда более скудны, однако каждая красавица умела создать свой неповторимый стиль.
Оперные певицы, балерины, драматические актрисы начала ХХ века завораживали публику своей красотой. Многие из них знакомы всему миру — Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Вера Комиссаржевская. Перед ними преклонялись, их боготворили, их обожали, своей внешностью и талантом они покоряли представителей царской фамилии.
Среди красавиц, представленных на выставке — балерины Тамара Карсавина, Мария Петипа, певицы Евгения Мравина и Мария Кузнецова-Бенуа, артистка эстрады и оперетты Анастасия Вяльцева и другие. Многие из них были кумирами публики, законодательницами моды, являлись, говоря современным языком, «звездами», первыми лицами рекламы начала века. Судьбы этих красавиц не всегда складывались удачно, часто актрисы являлись заложниками своей красоты, обладая которой, все равно не становились счастливыми.
Выставка представляет уникальные портреты русских актрис, созданные в фотоателье Императорских театров, театральные аксессуары, подношения поклонников великим актрисам. Экспозиция создает атмосферу фотосалона начала XX века, куда приходили артисты театров, красавицы Петербурга в роскошных нарядах, чтобы заказать свой портрет.
Вплоть до закрытия выставки на экспозиции будет работать и современный фотосалон, где знаменитый фотограф Валерий Плотников, известный как автор портретов В. Высоцкого, М. Боярского, А. Пугачевой и многих других современных русских артистов, сможет создать портреты посетителей.
На выставке представлено 16 актрис, ниже — информация о некоторых из них:
Анна Павлова — величайшая русская балерина XX века, прима—балерина Мариинского театра. Дочь солдата из крестьян и прачки. Ее труппа, обожала в ней все: стиль одежды, шляпы, туфли, поведение, срывы, капризы, походку, манеру говорить и смеяться. Как всякая красивая женщина, она любила мир моды, охотно фотографировалась и даже позировала в мехах известных домов моды Берлина и Парижа
1910-х и
1920-х годов. Так, в феврале 1926 года в Париже она позировала для обложки модного журнала «L’оfficiel» в панбархатном манто, отороченным соболями из дома «Дреколь». В Англии она рекламировала туфли обувной фирмы «H. & M. Rayne», которые носила, по ее словам, и на сцене, и в жизни. Стиль одежды «a la Pavlova» стал настолько популярен, что преподнес миру моды атлас «Павлова», выпущенный в 1921 году
Евгения Мравина — самая красивая певица в истории Мариинской оперы. Ее талант высоко ценили А. Рубинштейн, Ц. Кюи, П. Чайковский (композитор выражал восхищение созданным ею образом Татьяны). «Она была красива, как мадонна Рафаэля, — напишет в воспоминаниях ее сестра, первая в мире женщина-дипломат Александра Коллонтай. — Пела как птица, без всякого напряжения, так естественно, будто никаких усилий ей это не стоило». В памяти современников она осталась идеальной Снегурочкой, обожаемой примадонной.
Вера Комиссаржевская — великая актриса театра конца XIX — начала XX века. Она не была красавицей. Модные парижские туалеты выглядели на ней просто нелепо. Но огонь, который двигал ее поступками и рождал творчество, был такой мощной притягательной силой, что именно он сделал ее судьбу столь значительной и для современников, и для потомков. У нее в высшей степени было развито чувство красоты, которая, как она считала, разлита повсюду, и надо жить так, чтобы уметь ее видеть.
Мария Петипа — балерина, дочь великого балетмейстера Мариуса Петипа. На протяжении 25 лет она считалась первой красавицей Петербурга. «Богиней радости и веселья» назвал Марию Петипа театральный критик Влас Дорошевич. Несмотря на влиятельного отца, она не стала примой. Сам Мариус Петипа объяснил не сложившуюся карьеру дочери так: «Слишком красива». Ее личная жизнь была окутана легендами и сплетнями. Она увлеченно танцевала венгерские, испанские, цыганские, русские и прочие национальные танцы в балетах и операх, выступая порой по 100 раз в сезон.
Тамара Карсавина — прима-балерина Императорских театров. Дочь солиста балета Мариинского театра Платона Карсавина, родная сестра выдающегося ученого, философа Льва Карсавина. Имя Тамары Карсавиной неразрывно связано с Серебряным веком русского искусства. Артистка сочетала в себе удивительную красоту, грацию, обаяние и ум: ей посвящали стихи поэты, художники писали ее портреты. Балерина была удивительно красива, особой томной, пряной «восточной» красотой, доставшейся в наследство по линии предков матери, носивших фамилию Палеолог.
Анастасия Вяльцева — артистка эстрады и оперетты. Масштаб ее влияния на зрителей не поддается сравнению. Ее обожали, ее боготворили и называли «несравненной» и «певицей радости жизни». Специально для гастролей Вяльцева заказала в Брюсселе собственный железнодорожный вагон, оборудованный всеми доступными удобствами и изящно меблированный. Интересно, что впоследствии гастрольный вагон Вяльцевой послужил штабным вагоном адмирала Колчака. Этот же вагон упоминается в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго».
Мария Кузнецова-Бенуа — оперная певица Мариинского театра. Дочь художника Н. Д. Кузнецова. Она была эталоном изыска и шика для современниц, «символом» женской красоты и притягательности. Ее портреты писали А. Головин, К. Коровин и О. Браз. Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа. Ее фотографии украшали обложки журналов, газеты с удовольствием обсуждали ее туалеты и привычки. Критик Эдуард Старк так писал о примадонне Мариинского театра: «Кузнецова точно была красавицей. Среднего роста, она была великолепно сложена, тонка, стройна, чрезвычайно во всех частях пропорциональна».