Произведения Рахманинова в Капелле
пятница, 13 апреляВ Капелле Санкт-Петербурга прозвучит музыка С.В.Рахманинова. Солисты, Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением народного артиста России Александра Чернушенко исполнят Концерт № 2 для фортепиано с оркестром и «Колокола», поэму для солистов, смешанного хора и оркестра. В концерте примет участие пианист Аркадий Ценципер (Германия), профессор Дрезденской Высшей школы музыки, декан фортепианного факультета.
Пять лет отделяют Второй фортепианный концерт Рахманинова, оконченный в 1901 году, от его предыдущего фортепианного произведения — Шести музыкальных моментов.
Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова. Этот концерт стал одним из самых популярных произведений и вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов. Его исполняли сам Рахманинов, Владимир Горовиц, Святослав Рихтер, Артур Рубинштейн, Байрон Дженис, Владимир Ашкенази, Николай Петров.
«Колокола» были впервые исполнены 30 ноября (13 декабря) 1913 года в Петербурге хором, солистами и оркестром Мариинского театра под управлением автора. 8 (21) февраля 1914 года состоялась и московская премьера, в которой приняли участие солисты и хор Большого театра. Успех в обеих столицах был огромным, хотя голоса критики разделились. Некоторые находили, что композитор «стал искать новых настроений, новой манеры выражения своих мыслей». Позднее «Колокола» получили посвящение: «Моему другу Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме».
«Колокола» принадлежат к выдающимся русским музыкальным произведениям кануна Первой мировой войны. В этой поэме, как в «Прометее» Скрябина, отразились тревожные, напряженные настроения начала века. Как писал академик Б.В.Асафьев, музыка «Колоколов» определяется «слиянием тревожных стадий в чувствованиях Рахманинова... с интуитивным постижением им глубоких тревог в недрах русского общества».
Аркадий Ценципер — выпускник Ленинградской государственной консерватории. В 1985 году, окончив с отличием аспирантуру, он уезжает в Дрезден, где становится ассистентом профессора Амадеуса Веберзинке, а через некоторое время — его преемником. Гастролировал практически во всех странах Европы. С большим успехом выступал с Чешской филармонией, Дрезденской Государственной Капеллой, с оркестром Берлинского радио, в залах Берлинской филармонии, Амстердамском «Концертгебау», Венском «Музикферайн», Мюнхенской филармонии. Принимал участие в фестивалях в Люцерне, Шлезвиг-Гольштейне, Рурском фортепианном фестивале, Мюнхенском Летнем Фортепианном фестивале и Летнем фестивале в Киссингене, на фестивалях в Дрездене и Люцерне и многих других музыкальных форумах. Является художественным руководителем нескольких музыкальных фестивалей, включая «Шубертиаду в Шнэкенбурге» (Schubertiade in Schnackenburg) и «Драйкланг» (Dreiklang). В 1991 году совместно с графом Андреасом Бернсторффом Аркадий Ценципер создал Благотворительный «Гартов-фонд» в поддержку Санкт-Петербургской консерватории.