Выставка Александра Алексеева «Возвращение в Петербург»
с 8 июля по 07 августа7 июля 2011 года в 16.00 в выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости открывается выставка известного российско-французского художника, изобретателя, одного из основоположников французской мультипликации Александра Алексеева. Она приурочена к
110-летию со дня рождения мастера. На экспозиции будет представлено около 70 графических иллюстраций Александра Алексеева к произведениям русской и мировой классики из собрания Марка Башмакова, в режиме нон-стоп будут демонстрироваться 4 анимационных фильма, созданных мастером. Также на выставке можно увидеть и попробовать в действии знаменитое изобретение Александра Алексеева — «игольчатый экран».
Александр Александрович Алексеев (1901, Казань −1982, Париж) детство провел в Константинополе, где его отец служил военным атташе. В юности учился в Санкт-Петербургском кадетском корпусе. Из-за революционных событий октября 1917 годы вынужден был покинуть Петербург и переехать в Уфу. Там он познакомился с художником Давидом Бурлюком, который пригласил его в свою школу изобразительных искусств. С началом Гражданской войны Александр Алексеев эмигрировал во Францию. С 1921 года он жил в Париже, работал художником-декоратором у Сергея Судейкина, оформлял спектакли театральных трупп Федора Комиссаржевского, Георгия Питоева, Луи Жуве, балеты Сергея Дягилева.
В конце
1920-х годов во Франции были изданы книги произведений Николая Гоголя, Эрнста Гофмана, Федора Достоевского, Эдгара По, Александра Пушкина с иллюстрациями Александра Алексеева, выполненными в техниках акватинты, литографии, офорта.
В начале
1930-х годов Алексеев увлекся анимационным кино. В 1931 году им был изобретен оригинальный способ анимации — «игольчатый экран». Патент на это изобретение был получен в 1935 году. Игольчатый экран представляет собой освещенную пластину с множеством иголок, которые могут передвигаться перпендикулярно плоскости экрана. Неравномерно выдвинутые иглы отбрасывают тень разной длины и интенсивности. Таким образом, получается изображение из черного, белого и разных оттенков серого. Перемещение источника света и движения игл создают необычные графические и светотеневые эффекты.
С помощью игольчатого экрана Алексеевым были созданы фильмы «Ночь на Лысой горе» (1933), «Картинки с выставки» (1972), «Три темы» (1980) (на музыку Модеста Мусоргского) и фильм «Нос» (1963) по мотивам повести Николая Гоголя.
Во второй половине
1930-х годов Алексеев занимался выпуском рекламных короткометражных фильмов. Всего им было создано 25 анимационных рекламных роликов, снятых экспериментальным путем с использованием игольчатого экрана.
Применение своему гениальному изобретению Алексеев нашел и в книжной графике: иллюстрации к роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго» (1959).
Последние двадцать лет жизни художник занимался только книжной иллюстрацией. Им были подготовлены циклы гравюр к произведениям русской классической литературы.
В Санкт-Петербурге выставки, посвященные творчеству Алексеева, проходили: в Музее Анны Ахматовой, в Музее политической истории России (выставка «Анна Каренина» по материалам Государственного музея кино), в Музее-дворце Меншикова (однодневная выставка к 100—летию мастера), в Музее Достоевского (выставка «Братья Карамазовы»).
На выставке в Петропавловской крепости будет представлена наиболее полная ретроспектива творчества мастера: иллюстрации к «Слову о полку Игореве», фольклорному сборнику «Народные русские сказки» Александра Афанасьева, к «Пиковой даме» Александра Пушкина, «Анне Карениной» Льва Толстого, «Братьям Карамазовым» и «Запискам из подполья» Федора Достоевского и др. Большинство иллюстраций — авторские оттиски.
На экспозиции можно будет увидеть лучшие фильмы Алексеева, созданные с помощью игольчатого экрана, — «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки», «Три темы», «Нос» и ряд рекламных короткометражных фильмов.