Выставка «Охота к перемене мест...: акварели и скульптура Романа Борисовича Хайкина»
с 6 июля по 30 августаВыставка «Охота к перемене мест...: акварели и скульптура Романа Борисовича Хайкина» продлится до 30 августа 2011 г. в Центре графики, живописи и дизайна «StArt Академия», по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 1.
Камни и воды. Неприступность, неподвижность, текучесть и изменчивость. Легкость и игривость, твердость и весомость. Сила и сила. Сила в движении. Сила в неподвижности. Природа. Природа вещей, движений и устремлений. Противоположности. Неконфликтность диаметрального. Легкость и мерность прибоя, волны. Надежность и статичность камня, берега, земли, основы основ. Горы и долины. Солнце. Мягкость травы и непреклонность уходящих в высь гор. Мягкость и ритмичность, ощущение свободы и раздолья, безопасного благостного к человеку пространства, обжитого или дикого, но соразмерного человеку. Покой и доброжелательность, размеренность и плавность течения природного и человеческого времени, где все в едином законе и едином дыхании мира, природы как мира и человека — части мира. Успокоение и обретание. Обретание себя в этом пространстве и времени, обретение мира в себе.
Работы Р. Б. Хайкина всегда выстроены композиционно. Объемами и массами. Цвет не только характеристика предмета — желтое, зеленое, синее. Цвет формирует объемы и массы, пространства, равновесность и разноразмерность. При всей поверхностной, казалось бы, простоте построений в его произведениях выстраиваются сложнейшие структуры цветосочетаний, цвето-противопоставлений (цвето-взаимодействий, цвето-подтверждений, цвето-проникновений). Где оттенки тоже важны. Но более значимы конфликты цвето-противодействий, негасимые конфликтами же, соседствующими тут же в едином пространстве плоскости произведения.
Синее-красное, желтое-серое, зеленое-лиловое. Эти цветовые вольные феерии возможны в пост-авангардном реализме советского времени, они присущи ленинградской школе живописи пост.
30-х годов, и вообще ленинградской пластической культуре 50-60-х. Когда пристальное внимание к науке о цвете мастеров первой трети ХХ в. — таких как П. Филонов, К. Малевич, М. Матюшин, уже переросло в тайное воспоминание-знание. А «расширенное смотрение», «аналитическое искусство», супремы были почти что оккультизмом, временным прибежищем группок и сборищ интересующихся искусством.
Р. Б. Хайкин — художник для себя. И для себя художник. Его художественный дар, талант не стал профессией в привычном понимании. Но стал движущей силой в научной работе врача-психиатра уже в
1960-х — 1970-х гг., одним из первых в СССР, обратившегося к арт-терапии в своей практике, исследованиях и создавшего труд «Художественное творчество глазами врача» (СПб. 1992).
Его запечатления событий и природных ритмов утро — день — вечер, добытые в путешествиях, где путешествие — следствие старинного российского беспокойства — «охоты к перемене мест», поиска впечатлений и новизны в мире природы, где человек часть природы, а природа — часть человека и его художественного видения как пристрастия, как отдохновения и убежища.
Искусствовед, член Ассоциации искусствоведов Шейнина Мария
Роман Борисович Хайкин
(1935-1989).
Закончил Первый Медицинский институт имени академика И. П. Павлова в Ленинграде, на последних курсах занялся психиатрией.
На 5 курсе академии начал посещать художественную студию в Доме медработника, преподавателем был В. И. Суворов.
В конце 50х г. ХХ в. участвовал в выставке самодеятельных художников в Русском музее. Одна из картин участвовала на международной выставке в США.
Работал в НИИ им. Бехтерева, автор множества научных статей и собственного метода, подвижник арт-терапии, «изотерапии».
Яркий представитель ленинградского пластического реализма.
Вышли в свет две его книги:
1. Хайкин Р. Б. «Художественное творчество глазами врача». М.: Наука, 1992.
2. Хайкин Р. Б. «Арт-терапия». СПб: Наука, 1992.