Московская премьера «Тартюфа» в ДК «Выборгский»
суббота, 22 января
Московская премьера «Тартюфа» впервые в Петербурге
Театр «Ленком» впервые в Петербурге покажет нового «Тартюфа» по пьесе Мольера. Художественный руководитель Марк Захаров предоставил полную свободу режиссеру Владимиру Мирзоеву, который пригласил на главную роль своего любимого артиста Максима Суханова. Пересказать все шутки, придуманные Мирзоевым, невозможно, да и не нужно. Режиссер довольно сильно осовременил текст французского классика, а пятый акт разрешил целиком переписать Михаилу Мишину прозой. Петербуржцев ждет удивительная версия «Тартюфа», которую не миновал «ледниковый период»: артисты-ленкомовцы на сцене встали на коньки.
Действие происходит в доме Оргона, богатого парижского буржуа. Обделенный вниманием домочадцев, хозяин дома приводит в свои владения странное существо, именуемое Тартюфом, которого, кроме Оргона и его матушки, никто терпеть не может. Тартюф настолько очаровал своей предупредительностью Оргона и госпожу Пернель, что она считает его единственным «достойным, прекрасным человеком» в доме. Этот Тартюф все знает о человеческих слабостях и при каждом удобном случае ловко пользуется своим умением манипулировать людьми и заправляет всеми и всем в апартаментах богатого недотепы. Ему не стыдно принять от помешавшегося Оргона все его имущество. Лучше всех Тартюфа поняла умная и бойкая на язык горничная Марианны — откровенная и веселая Дорина. Глядя на такую горничную — настоящую домоправительницу, хитрую, но справедливую, как-то успокаиваешься — она не даст пропасть, а обязательно выкрутится из любой переделки.
В последнем акте спектакля «Тартюф» персонажи говорят прозой. На дворе Новый год, на сцене пушистый снежок, Эльмира катается на коньках. Все ждут Деда Мороза. Но вместо этого к ним придет Дедушка Тартюф в роскошной песцовой шубе с мешком подарков. И все же справедливость восторжествует, и негодяя арестуют именем благосклонного короля. Спектакль заканчивается хороводом героев вокруг Тартюфа.
Исполнение главной роли режиссер поручил своему любимому актеру — Максиму Суханову. Сухановский Тартюф — существо явно хамелионовской природы свободно меняющее лица, голоса, пластику, в нём можно увидеть и комического уголовника и мошенника. Его мимика переливается всеми оттенками — от приторно лживой улыбки до почти скорбных глаз и опущенных уголков губ. Александр Сирин замечательно играет Оргона. В доме бедлам, а он витает в облаках и лицо его наивно, упрямо, трусовато. Его плачущий голос, плавность жестов, а главное его способность к мгновенным переходам от меланхолии к тихой радости говорит о высоком профессионализме актера. Удивительно хороша не лишенная ума Эльмира (Мария Миронова). Она отличается кокетством и озорством, но главное — с каким азартом она берется доказать своему флегматичному мужу, что Тартюф вероломно пытается её соблазнить. Так постепенно сквозь комедию начинает проглядывать трагедия. И уже не удивительно, что кокетливо щебечущая Эльмира, соблазняя подлеца-Тартюфа, бросает в зал не веселые, а горькие взгляды.
Спектакль «Тартюф» прекрасно дополняют красивые и остроумные декорации с подвижными и сценографическими конструкциями. Оригинальная музыка Николая Парфенюка не только точно и ненавязчиво подчеркивает комизм или драматизм возникающий по ходу действия, но и создает необходимую этому спектаклю атмосферу театрального праздника.
Автор: Ж.-Б. Мольер
Режиссер-постановщик: Владимир Мирзоев
Тартюф: Максим Суханов
Дорина: Е. Шанина, Н. Щукина
Оргон: А. Сирин
Эльмира: М. Миронова
Мариана: Н. Швец, А. Юганова
Клеант: А. Леонов, А. Фролов
и др.