«Борис Годунов» Сергея Прокофьева в Капелле
понедельник, 6 июня6 июня, в день рождения А.С. Пушкина, в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга состоится уникальное музыкально-драматическое представление «Борис Годунов» на музыку С.С.Прокофьева по драме великого поэта. Дирижер — народный артист СССР Владислав Чернушенко. Заслуженный деятель искусств России Александр Чепуров создал новую литературно-музыкальную композицию, в которую вошел практически весь нотный материал, написанный Прокофьевым для постановки Мейерхольда.
Над созданием этого спектакля в
30-е годы работали Всеволод Мейерхольд и Сергей Прокофьев, но, к сожалению, замыслу великих мастеров не суждено было осуществиться. Петербуржцы смогут увидеть концертный вариант спектакля с участием солистов, Хора и Симфонического оркестра Капеллы и актеров Николая Мартона, Романа Громадского, Николая Иванова, Марии Мещеряковой и Александра Кудренко. Композиция литературного и музыкального материала — Александр Чепуров. Работа над словом — Николай Мартон.
Замысел так и не осуществленной постановки вынашивался Всеволодом Мейерхольдом на протяжении многих лет. Предполагалось, что этот спектакль станет откликом Театра имени Мейерхольда на предстоящие в начале 1937 года пушкинские торжества.
Новая музыка к «Борису Годунову» была заказана Сергею Прокофьеву. Мейерхольд подготовил для композитора своего рода музыкальную композицию. Его пожелания и пояснения по каждой картине были переданы Прокофьеву в сентябре 1936 года. В письме к композитору Мейерхольд точно оговаривал хронометраж и эмоциональную окраску каждого музыкального фрагмента, соотнося его с длительностью и характером монологов, диалогов героев и всей сценой в целом. В постановке должен был использоваться изначальный полный текст «Бориса Годунова» 1825 года, еще не подвергшийся цензуре.
Сергей Прокофьев создал для постановки 24 музыкальных фрагмента. Сохранилась стенограмма встречи Прокофьева с актерами театра Мейерхольда, во время которой композитор сам исполнял некоторые фрагменты к «Борису Годунову» и давал к ним необходимые пояснения. Состоялась только одна оркестровая репетиция постановки. Сам композитор так и не услышал свое произведение со сцены полностью в оркестровом исполнении.
Репетиции спектакля начались в марте 1936 года и внезапно были прекращены в январе 1937 года. Вероятно, причиной отказа Мейерхольда от «Бориса Годунова» стали политические соображения и нависшая над театром реальная угроза закрытия.
Театр имени Мейерхольда был закрыт в 1938 году, а сам мастер был расстрелян в 1940 году.
Считалось, что рукописные записи Мейерхольда и партитура Прокофьева пропали при аресте режиссера в 1939 году. Но профессор музыки Принстонского университета Саймон Моррисон случайно обнаружил в запаснике Российского государственного архива литературы и искусства рукописи Мейерхольда и Прокофьева.
Единственная постановка «Бориса Годунова» состоялась в театре Принстонского университета, на английском языке, в сценической версии В.Э.Мейерхольда и с музыкой С.С.Прокофьева.
Российская аудитория практически не знакома с «Борисом Годуновым» Сергея Прокофьева. Отдельные фрагменты этого произведения исполнялись Геннадием Рождественским в рамках сюиты «Пушкиниана», а позднее Михаил Юровский вместе с Симфоническим оркестром и хором Берлинского радио записал всю музыку к неосуществленному спектаклю.