Выставка «Слышу живопись, вижу музыку»
с 11 марта по 08 мая
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открывает выставку «Слышу
живопись, вижу музыку». Идея экспозиционного проекта – синтез изобразительного и
музыкального искусств в одном пространстве.
Выставка «Слышу живопись, вижу музыку» представляет ленинградских и
петербургских мастеров живописи, графики и скульптуры, принадлежащих к
различным поколениям, художественным школам и направлениям: Лев
Вольштейн (1908-1984), Вера Матюх (1910-2003), Виталий Тюленев (1937-1997),
Римма Юношева (1941-1994), Левон Лазарев (1928-2004) и др.
Доминирующими в экспозиции выставки являются работы с музыкальными
сюжетами. Поющие и музицирующие фигуры людей, скрипки, флейты и
рояли наличествуют здесь повсеместно. Отобранные произведения не только
наполнены музыкальными мотивами, но и выстроены по закону музыкальной формы.
Сама выставка будет сопровождаться живой музыкой, а при желании зритель
сможет подойти к произведениям и, взяв наушники, услышать музыкальный ряд,
подобранный специально для данной живописной композиции. Музей впервые
представляет вниманию зрителя произведения из своей коллекции в подобном
аспекте.
Подбором музыкальных композиций к произведениям известных художников
занимаются не менее известные люди музыкальной среды Санкт-Петербурга. Среди
них: композитор и контрабасист Владимир Волков, поэт и музыкант Борис
Гребенщиков, главный дирижёр и музыкальный руководитель Михайловского театра
Петр Татарников. Каждый день к проекту присоединяются новые музыканты,
композиторы и артисты, помогая Музею воплотить художественную идею в жизнь.
Одно из представленных на выставке живописных полотен, к примеру,
Рашида Доминова «Комета», можно назвать призрачно-нежной сонатой. Сквозь
ночное марево мы слышим звуки сольной мелодии. Она воспринимается почти как
трагическая исповедь, где ни один патетический возглас не нарушает внутренней
сосредоточенности, здесь грусть строга и молчалива.
А картина «Слышу музыку» Геннадия Устюгова перекликается с названием
экспозиции и показывает, как два чувства – зрение и слух, связываются воедино.
Рисунок и цвет у художника служат не столько правдивости изображения
предметов, сколько воплощению их внутренней, эмоционально-духовной сути.
Все произведения, представленные на музейной экспозиции, синкретно с
музыкой являют собой выразительный «жест» петербургской культуры, жест, в
котором видится отсвет античности, христианства и глубокого интеллектуализма
Новейшего времени.