Впервые на сцене Михайловского театра опера «Волшебная флейта»
с 22 марта по 26 мартаСпектакль, созданный немецким театральным художником и режиссером
Петом Хальменом для Лозаннской оперы, европейская театральная критика
считает одной из самых светлых и гармоничных интерпретаций «Волшебной
флейты» наших дней. Генеральный директор Лозаннской оперы Эрик Вижье,
вместе с безвременно погибшим Петом Хальменом осуществивший постановку в
2010 году в Швейцарии, ставит «Волшебную флейту» на сцене Михайловского
театра.
Эрик Вижье, режиссер, генеральный директор Лозаннской оперы: «Уже
больше двух веков «Волшебная флейта» дает публике поводы для рефлексии,
заставляет прилагать серьезные интеллектуальные усилия. Каждое новое
поколение слушателей видит в этом произведении что-то своё. Бывает,
режиссеры делают «Волшебную флейту» исключительно для глубоких
интеллектуалов, или, наоборот, превращают спектакль в цирковое
представление. Но если отталкиваться от музыки, то спектакль получается
одновременно и трагическим, и комическим, в нем находится место для
романтики и для размышлений. Это очень тонкая чувственная работа, внутренняя
противоречивость которой и делает последнюю оперу Моцарта такой особенной».
Владимир Кехман, художественный руководитель Михайловского
театра: «Парадоксально, но в Михайловском театре, с его интерьерами, с его
чарующей атмосферой, в театре, который, казалось бы, создан специально для
музыки Моцарта, «Волшебная флейта» никогда не ставилась - и вообще Моцарт
ставился непростительно редко. Постановкой «Волшебной флейты» мы
восполняем обидный репертуарный пробел и показываем в России один из
лучших европейских оперных спектаклей нашего времени, который называют
умным, оригинальным и поэтичным. И что немаловажно, эта «Волшебная
флейта» - прекрасный повод для визита в театр всей семьей».
По замыслу постановщика, действие разворачивается в библиотеке
герцогини Анны Амалии в городе Веймаре, где хранилась ценнейшая коллекция
редких книг и партитур. Поводом для этого решения стал разрушительный пожар
2004 года, в котором сгорела большая часть раритетов, в том числе первое
издание оперы Моцарта и наброски Гёте. Пет Хальмен, хорошо знавший это
место, поскольку в течение нескольких лет работал в немецком городе, был
ошеломлен страшным событием и решил интегрировать его в спектакль. В
финальной же сцене библиотека, как будто избежавшая катастрофы, наполнена
книгами, тщательно выстроившимися на полках. Таков один из приемов, с
помощью которого постановщик выявляет и усиливает дуализм, свойственный
опере Моцарта.
«Если в пепел превратилась огромная часть культурного наследия, вы
непременно попробуете восстановить здание, заново возведете стены и
постараетесь привести в порядок уцелевшие предметы, - поясняет замысел Эрик
Вижье. - Необходимость культурного ренессанса – одна из тем нашего спектакля.
Постановку можно назвать неоклассической. Пет Хальмен стремился
восстановить наследие прошлого, используя его приемы, но смотрел на него
взглядом современного режиссера и опирался на современные театральные
технологии».
Музыкальный руководитель постановки – Михаил Татарников, дирижер –
Игорь Томашевский.
Главные партии готовят: Тамино – Евгений Ахмедов, Борис Степанов,
Паоло Фанале (Италия); Папагено – Дмитрий Даров, Борис Пинхасович, Андрей
Тульников, Александр Шахов; Царица ночи – Наталья Миронова, Светлана
Москаленко; Памина – Светлана Мончак, Анна Налбандянц, Валентина Феденева;
Зарастро – Карен Акопов, Александр Бородин, Михаил Казанцев.
Премьера «Волшебной флейты» состоялась 30 сентября 1791 года в Вене,
за два месяца до смерти композитора. Дирижировал сам Моцарт.
Автор либретто Иоганн Эммануэль Шиканедер использовал несколько
сюжетных источников. Первоначально за его основу была взята популярная
сказка «Лулу», однако в процессе работы сюжет был перекроен и сильно
видоизменился. На премьере автор либретто исполнял роль Папагено.
В Михайловском театре, при том что история собственной оперной труппы
насчитывает без малого 100 лет, оперы Моцарта ставились нечасто:
«Похищение из сераля» в 1925 году, «Свадьба Фигаро» в 1936 году, «Дон
Жуан» в 1977 и 1997 годах. Концертное исполнение оперы «Дон Жуан»
стало ярким событием сезона 2012/13.
творчества великого В. А. Моцарта. Вот уже более двух столетий она,
Премьерные спектакли пройдут 22, 23, 26 марта
Постановка является совместным проектом с Лозаннской оперой (Швейцария)