Выставка «Тридцать лет московского искусства». Коллекция центра «М’АРС»
с 18 декабря по 20 марта
С 18 декабря в Эрарте можно будет увидеть избранную часть коллекции центра современного искусства
«М’АРС», в конце прошлого века объединившей работы главных представителей московского
неофициального искусства.
Появление в Советском Союзе первой независимой галереи «М’АРС», созданной группой художников в
июле 1988 года, стало важным шагом к признанию существования в стране современного искусства.
Кроме того, «М’АРС» был единственной институциональной организацией, поддерживавшей
неофициальных авторов.
На основе изменений, происходивших в деятельности «М’АРСа» в течение последующих десятилетий,
можно проследить историю развития российского арт-рынка в целом. Так, в круг интересов галереи,
изначально сфокусированной главным образом на неофициальном искусстве 1960–1980-х годов,
постепенно попадали и перспективные молодые авторы. Кроме того, «М’АРС» поддерживал наиболее
важные инициативы, связанные с продвижением и развитием актуального искусства в целом, в том
числе Московскую биеннале современного искусства, Биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»,
международный фестиваль «КомМиссия» и другие.
В середине двухтысячных «М’АРС» организует на своей площадке один из первых медиафестивалей Art
Digital. Зародившийся тогда интерес к новым технологиям привел к тому, что «М’АРС» превратился из
галереи в центр современного искусства, утратил апостроф из названия, собрал команду
медиахудожников и объединил их для совместной работы в лаборатории цифрового
искусства MARSLAB, а позднее сделал мультимедиа основой экспозиционного формата.
Большинство работ, представленных на выставке, относятся к периоду с 1980-х до середины 2000-х
годов и являют собой яркие примеры советского неофициального и полуофициального искусства. В их
числе — произведения Дмитрия Краснопевцева, Татьяны Назаренко, Натальи Нестеровой, Анатолия
Слепышева, Александра Ситникова, Константина Худякова, Константина Звездочетова и многих других.
Имена пионеров российского актуального искусства не только помогают составить представление о
векторах развития центра «М’АРС», но и побуждают зрителя к дальнейшему и еще более глубокому
изучению эволюции, которую претерпело российское художественное общество за последние
десятилетия.
Музей и галереи современного искусства Эрарта