Выставка «Иконы 90-х» в Лофт Проекте Этажи
с 18 декабря по 20 марта
Выставка «Иконы 90-х» - это продолжение проекта «Иконы 1960-80-х». Успех
премьерной выставки и заинтересованность в ней, проявляют российские музеи, в
частности Русский музей, - вдохновляющий пример того, как высок сегодня интерес к
нашему фотографическому наследию и серьезным выставочным проектам.
«Иконы 90-х» - это наш субъективный и аполитичный взгляд на ту смутную и в то же
время романтичную эпоху, когда все появилось впервые – первые ток-шоу и желтая
пресса, четырехкилограммовые мобильные телефоны и малиновые пиджаки, первая
телевизионная реклама и клипы, которые смотрели с не меньшим интересом, чем кино.
Проект «Иконы 90-х» - это более 300 работ ведущих российских фотографов, в
основном в жанре репортажного портрета, который наиболее непосредственно и точно
передает атмосферу эпохи и истинный характер его героев. Известных людей тех лет,
кумиров, которые сыграли немалую роль в судьбе России, оставили след в ее культуре,
политике, науке, спорте, бизнесе. На выставке представлены работы более 40 авторов.
Безопасное расстояние в двадцать лет, которое отделяет нас от лихих 90-х, помогло
отобрать именно тех «икон» и тех авторов, которые вошли в историю страны, в нашу
личную историю, и в историю искусства.
Фотографы 90-х – представители новой визуальной культуры, которая позволяет
фотографии выйти за рамки репортажа или портрета. Фотография становится новым
видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением. Возникает
целое поколение фотографов, которые раскрылись именно в конце 80-х и в 90-е годы.
Появление "свободной" прессы повлекло возникновение новой фотожурналистики - более
раскрепощенной и правдивой. В репортажных портретах Виктора Васенина чувствуется
коммерсантовская школа, его фотографии Бориса Ельцина и Березовского, Ивана
Демидова и Богдана Титомира лаконичны и беспристрастны.
Фотографии Владимира Веленгурина заразительно ироничны: прикрывшаяся сумочкой,
обнаженная Дана Борисова на танке, Степашин со своим двойником в счетной палате,
Мавроди на конспиративной квартире.
Интересны фотографии личной жизни политических игроков. Например, снимок
«А.Собчак и дочь Ксения дома в Ленинграде» (1989) Льва Шерстенникова, чья
репутация фотографа, вхожего в мир политической элиты 70-80—х годов, открывала для
него двери политических лидеров 90-х.
Конечно, значительную часть выставки занимают фотографы андеграунда. Героями их
портретных и жанровых снимков становились известные художники, артисты, звезды
шоу-бизнеса. Борис Гребенщиков, Илья Кабаков, Виктор Цой, Жанна Агузарова, Сергей
«Африка» Бугаев, Сергей Курехин. Такой набор харизматичных личностей требовал
посвященности в их среду.
Знаменательно то, что в те годы нередко сами фотографы формировали эту среду.
Например, летописец московского и ленинградского андеграунда Сергей Борисов, чья
мастерская стала клубом, в котором выковывалась рок и арт культура. В 90-е фотограф –
это наблюдатель, свой среди своих. Именно поэтому фотографии Александра Забрина –
хроникера джазовой тусовки, рок-фотографов Вилли Усова и Дмитрия Конрадта
настолько атмосферны и так точно передают дух времени. Времени, когда создавалась
новая культура, политика, новая жизнь, которой мы живем последние 20 лет.
ЛОФТ ПРОЕКТ ЭТАЖИ