ПЕКИНСКАЯ ОПЕРА: лучший театр Китая с гастролями в России
с 10 октября по 15 октября
В октябре 2014 года на исторической сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга и в
Московском музыкальном театре имени Наталии Сац состоятся выступления Пекинской
оперы – национальной гордости Китая, внесенной ЮНЕСКО в список всемирного
культурного наследия. Гастроли пройдут в рамках мирового тура, посвященного 120-
летию выдающегося актера и театрального реформатора Мэй Ланьфана, впервые
представившего китайскую оперу за рубежом. Международное гастрольное турне с
участием 90 лучших актеров и музыкантов Пекина проходит по местам славы великого
артиста, который в начале XX века выступал в России, Японии и США. Во главе труппы
стоят сын Мэй Ланьфана, маэстро Мэй Баоцзю, и директор Пекинской академии оперы
Ли Эньцзе. Российским зрителям будут представлены лучшие спектакли из репертуара
Большого театра Пекинской оперы имени Мэй Ланьфана: «Легенда о белой змее» и «Му
Гуйин принимает командование».
«Мэй Баоцзю с учениками трех поколений школы Мэй отправился в тур, посвященный
памяти своего отца, - говорит Ли Эньцзе. - Мы надеемся, что это путешествие достойно
продолжит историю нашего национального искусства и то культурное взаимодействие,
которое началось с мировых гастролей Ланьфана. Увидев наши спектакли, вы станете на
шаг ближе к пониманию китайской культуры и менталитета».
Жанр Пекинской оперы сочетает в себе национальную музыку и уникальные вокальные
приемы, тщательно продуманный язык жестов, танец, акробатику и элементы боевых
искусств. Актеры носят на сцене яркие костюмы с массивными головными уборами,
которые весят до 10 кг каждый, а облачение и нанесение сложнейшего грима длится
около трех часов. Во время последних гастролей Пекинской оперы в США газета New York
Times отметила «высочайший уровень сценографии и пластики артистов, до которого
сейчас пытаются дотянуться бродвейские шоу».
Китай – родина одной из древнейших мировых цивилизаций. Китайская традиционная
культура складывалась тысячелетиями, и именно ей человечество обязано изобретением
бумаги, пороха, компаса и книгопечатания, а также существованию кунг-фу и тайчи,
чайных церемоний и искусства каллиграфии. Одним из главных сокровищ Китая,
хранившихся в секрете более 200 лет, является Пекинская опера.
В 1993 году самая престижная кинонаграда мира – Золотая пальмовая ветвь Каннского
фестиваля – досталась китайскому режиссеру Чену Кайге. Его картина «Прощай, моя
наложница» (Farewell My Concubine) также была удостоена главного приза Британской
киноакадемии BAFTA, получила «Золотой глобус» и две номинации на Оскар. Зрители
по всему миру сопереживали главным героям фильма, двум исполнителям Пекинской
оперы, и восхищались этим необычным искусством, хранящим древние традиции
Поднебесной. А ведь всего 60 лет назад никто за пределами Китая даже не подозревал о
существовании этого жанра.
У себя на родине Пекинская опера всегда была любима и уважаема всеми жителями
страны – от аристократов и правителей до бедняков-земледельцев. Официальным годом
ее рождения считается 1790, когда в Пекин на праздник в честь 80-летия Императора
приехали четыре оперные труппы из провинции Аньхой. Их игра так понравилась
правителю, что он велел всем артистам остаться в столице навсегда. Во второй половине
XIX века Пекинскую оперу уже знали во всех уголках страны. Театры, ставящие спектакли,
процветали, а исполнителей боготворили – их изображениями были завешаны стены в
домах, в их честь называли детей. Даже история китайского кинематографа началась с
Пекинской оперы: первый немой фильм, снятый в Китае в 1905 году, изображал отрывок
из постановки «Гора Динцзюньшань».
Традиции Пекинской оперы сильно отличаются от европейской. Здесь внимание
зрителей привлекают не массивные декорации, а яркие, сложные костюмы и грим,
которые отображают настроение, моральные качества, возраст и социальное положение
героев пьесы. Помимо пения и декламации артисты на сцене исполняют сложные
акробатические трюки, танцуют и дерутся на мечах.
Пекинская опера с ее выразительными образами не раз служила вдохновением для
многих деятелей театра и кинематографа по всему миру. Представлениями китайских
артистов восхищались такие мастера, как Чарли Чаплин и Мэри Пикфорд, Сергей
Эйзенштейн и Всеволод Мейерхольд, Владимир Немирович-Данченко и Бертольд Брехт.
Всех этих людей познакомил с Пекинской оперой легендарный артист и постановщик
Мэй Ланьфан.
Мэй Ланьфан – великий реформатор театрального искусства Китая
Мэй Ланьфан (1894–1961) родился в семье артистов пекинской и куньшаньской оперы.
Он приобрел наибольшую известность среди четырех знаменитых артистов амплуа
дань – мужчин, исполняющих женские роли. Для китайского театра Мэй Ланьфан
представляет такое же значение, как для русского – Константин Станиславский. Он
создал собственную школу исполнительского мастерства, которая по сей день является
одной из сильнейших в Китае, и был первым директором Большого театра Пекинской
оперы, который сейчас носит его имя.
Мэй Ланьфан организовал первые в истории Пекинской оперы международные гастроли,
чтобы познакомить зрителей по всему миру с китайской культурой. До 1949 года он
выступил в Японии, США и СССР, где спектакли с его участием имели огромный успех,
стал почетным доктором Университета Южной Калифорнии и Колледжа Помоны,
общался с великими деятелями культуры и искусства. В Москве и Ленинграде спектакли
Мэй Ланьфана посетили Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Сергей Третьяков,
Эдвард Гордон Крэг, Константин Станиславский, Сергей Эйзенштейн и Максим Горький.
Сегодня труппу имени Мэй Ланьфана возглавляет его сын Мэй Баоцзю. Он является
ведущим артистом, преподавателем и хранителем наследия школы Мэй, созданной его
отцом. В 2014 году Мэй Баоцзю, совместно с Пекинской академией оперы и лучшим
китайским агентством по организации культурных мероприятий Wu Promotion, проводит
мировые гастроли в честь 120-летнего юбилея Мэй Ланьфана. Тур стартовал 30 июня
2013 года в Пекине и длится уже более года – путешествие проходит по местам славы
Мэй Ланьфана, в числе которых многие города и регионы Китая, а также США, Япония и
«Влияние Мэй Ланьфана на мировую драматургию не подлежит сомнению, - говорит
Мэй Баоцзю. – Ему удалось отточить свое мастерство до предела и показать всю красоту
Пекинской оперы миру. И сегодня наша труппа в каждом спектакле старается воплотить
истинный дух этого искусства, следуя традициям школы Мэй».
• Прекрасный знаток китайской и японской культур, Сергей Эйзенштейн
впервые услышал о Мэй Ланьфане от другого его горячего поклонника – Чарли
Чаплина. Эйзенштейн снял о Ланьфане и Пекинской опере несколько документальных
короткометражек и написал большую работу «Чародей грушевого сада».
• Мэй Ланьфан, в свою очередь, остался под большим впечатлением от русского
искусства. Балерине Галине Улановой, потрясенный ее танцем, он подарил китайский
национальный костюм.
• После двухнедельных гастролей по СССР Мэй Ланьфана попросили о
дополнительном спектакле, который состоялся на сцене Большого театра и длился до 3
часов ночи, а благодарная публика 18 раз вызывала труппу Мэй Ланьфана на бис.
• Некоторые классические пьесы Пекинской оперы состоят из более чем 24
действий. Целиком их сейчас не ставят: на репетиции уйдут годы, а исполнение может
занять целую неделю.
• Во время японской оккупации во Вторую мировую войну Мэй Ланьфан
отказался выступать для японских солдат и даже специально отрастил усы, что сделало
исполнение женских ролей невозможным. Отсутствие выступлений привело его к
крайней бедности, но Ланьфан вернулся на сцену только в 1945 году, когда Китай был
освобожден.
• Блестящей артистической карьере Мэй Ланьфана могла помешать болезнь – в
детстве у него была катаракта. Ему удалось излечить зрение с помощью ручных голубей,
за полетом которых мальчик часами следил, тренируя глаза.
• На встрече Мэй Ланьфана с культурными деятелями СССР оказался
знаменитый немецкий драматург Бертольд Брехт – именно тогда, в беседе с китайским
артистом, он впервые применил термин «эффект отчуждения», который впоследствии
лег в основу его теории эпического театра.
• На главную роль в фильме «Прощай, моя наложница» Чена Кайге пробовался
Джеки Чан – в детстве он учился в школе Пекинской оперы.
• В 2008 году Чен Кайге снял еще один фильм о Пекинской опере: «Мэй
Ланьфан: навсегда очарованный». Картина, снятая по воспоминаниям старшего сына Мэй
Ланьфана, получила множество наград в Китае и была номинирована на высшую премию
Берлинского кинофестиваля.
Официальный сайт фестиваля Пекинской оперы: pegingopera.eu
Пекинская опера в Москве: Театр имени Н.И. Сац, проспект Вернадского, 5, м. Университет
10 октября, 19.30, «Му Гуйин принимает командование»
11 октября, 19.30, «Легенда о белой змее»
Пекинская опера в Санкт-Петербурге: Мариинский театр, Театральная площадь, 1, м.
Сенная площадь
14 октября, 19.30, «Легенда о белой змее»
15 октября, 19.30, «Му Гуйин принимает командование»