Закрытие концертного сезона Капеллы
пятница, 22 июняГосударственная академическая Капелла Санкт-Петербурга закрывает концертный сезон. В исполнении солистов, Хора и Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга прозвучит кантата для хора и оркестра «Иоанн Дамаскин» С.И. Танеева и поэма для солистов, хора и оркестра «Колокола» С.В. Рахманинова. Дирижеры — народный артист СССР Владислав Чернушенко и народный артист России Александр Чернушенко. В концерте принимают участие солисты: Барбара Кригер (сопрано, Германия), солист Большого театра Максим Пастер (тенор) и заслуженный артист России Петр Мигунов (бас) — солист Большого театра и Певческой капеллы.
В 1881 году скончался основатель и первый директор Московской консерватории Николай Рубинштейн. Его безвременная смерть была тяжким ударом для любивших и высоко почитавших его музыкантов. Чайковский посвятил памяти Рубинштейна трио, Танеев задумал посвятить памяти Рубинштейна кантату. В качестве ее текста композитор избрал отрывок из поэмы А.К. Толстого
(1817-1875) «Иоанн Дамаскин».
Иоанн Дамаскин (из Дамаска, ок.
673-676 — ок. 777) — один из отцов восточной православной церкви, христианский святой, почитаемый в лике преподобных, знаменитый богослов, философ и поэт. Он боролся с ересями, многое претерпел от противников христианства, неоднократно был заключен в темницу, но дожил до глубокой старости и был возведен в сан пресвитера. Прославился как поэт-гимнолог. Его каноны, общим числом до 70, — великолепные поэтические произведения, многие из них до сих пор звучат в православном богослужении. Ими и был вдохновлен Толстой, создавая свою поэму.
Как всегда у Танеева, работа над сочинением продолжалась очень долго. Композитор проделал огромный подготовительный труд, разрабатывая избранные музыкальные темы. Лишь 14 января 1884 года партитура была полностью закончена. Первое исполнение кантаты «Иоанн Дамаскин» под управлением автора состоялось в Москве 11 марта того же года в собрании Русского Музыкального Общества, посвященного памяти Николая Рубинштейна.
Критика того времени писала: «Эта прекрасная музыкальная композиция, в которой встречается множество очень тонко и умно задуманных эффектов в хорошем смысле этого слова, композиция, проникнутая в своем целом серьезным достоинством и внушающая полное уважение к познаниям и умению автора». Высказывались аналогии с Бахом, подчеркивалось великолепное владение полифонической техникой. Этот успех был, в сущности, первым в творческой жизни Танеева, которого не уставали упрекать в «заумности», сухости, отсутствии непосредственности и таланта. Кантата «Иоанн Дамаскин» оказалась первым сочинением Танеева, в котором его талант и мастерство выявились полно и ярко. Именно ей взыскательный композитор и дал ор.1, хотя до того были написаны фортепианные пьесы, романсы, квартеты, трио и оркестровые пьесы.
* * *
1912 год стал очень насыщенным для Сергея Рахманинова. Будучи одним из самых популярных музыкантов России, Рахманинов выступает на многочисленных вечерах, с блеском проводит сезон симфонических концертов Московского филармонического общества, дирижирует «Пиковой дамой» в Большом театре и, конечно, много сочиняет. Осенью в Большом театре возобновляются его оперы «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь», в Народном доме ставится «Алеко».
В конце года из-за ухудшения здоровья Рахманинов отказывается от запланированных концертов и уезжает с семьей за границу — сначала в Швейцарию, а затем в Рим, Там Рахманинов получает письмо без подписи, в котором ему предлагалось написать музыку на стихотворение Эдгара По «Колокола» (1849) в переводе К.Бальмонта. Как оказалось впоследствии, письмо это было послано молодой виолончелисткой М.Даниловой. Рахманинова стихотворение заинтересовало. С ранних лет увлеченный колокольным звоном и не раз передававший его в своих произведениях, он принимается за сочинение, определив его жанр как вокально-симфоническую поэму.
Вскоре из Рима пришлось уехать из-за болезни детей. Семья перебирается в Берлин, а затем в Россию, в фамильное имение. Там композитор и заканчивает поэму, в четырех частях которой показан весь жизненный путь человека от светлой, полной радостных надежд юности до кончины. При этом на задний план уходит символика, столь значимая у По и Бальмонта. По замечанию одного из исследователей творчества Рахманинова, образы стихотворения «обрели русскую плоть и кровь, сохранив вместе с тем свое обобщенное философско-поэтическое значение».
«Колокола» были впервые исполнены 30 ноября (13 декабря) 1913 года в Петербурге хором, солистами и оркестром Мариинского театра под управлением автора. 8 (21) февраля 1914 года состоялась и московская премьера, в которой приняли участие солисты и хор Большого театра. Успех в обеих столицах был огромным, хотя голоса критики разделились. Некоторые находили, что композитор «стал искать новых настроений, новой манеры выражения своих мыслей». Позднее «Колокола» получили посвящение: «Моему другу Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме».
«Колокола» принадлежат к выдающимся русским музыкальным произведениям кануна Первой мировой войны. В этой поэме, как в «Прометее» Скрябина, отразились тревожные, напряженные настроения начала века. Как писал академик Б.В.Асафьев, музыка «Колоколов» определяется «слиянием тревожных стадий в чувствованиях Рахманинова... с интуитивным постижением им глубоких тревог в недрах русского общества».
* * *
Барбара Кригер после окончания школы в Висбадене изучала музыковедение, а также немецкий и английский языки в Университете Майнца. Стипендиат Общества Рихарда Вагнера. В 1996 году Барбара с отличием окончила Университет музыки, театра и визуальных искусств «Моцартеум» в Зальцбурге. В 1997 году успешно выступила на конкурсе AS.LI.CO, проходящего под эгидой «Ла Скала». В том же году она была приглашена в Венскую оперу. Барбара Кригер также выступала на Пасхальном фестивале в Зальцбурге, в Лейпцигской опере, в Гран Театро дель Лисео в Барселоне, в операх Токио и Осаки, на других престижных сценах.
Петр Мигунов — солист Певческой капеллы Санкт-Петербурга, солист Большого театра, заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов. Родился в Ленинграде. Окончив Хоровое училище им. Глинки, поступил на вокальное отделение Санкт-Петербургской Консерватории. В 1999 г. окончил Консерваторию, в 2002 г. — аспирантуру. С 1993 г. — солист Певческой Капеллы. В Большом театре дебютировал в 2003 г. Петр Мигунов — один из самых востребованных вокалистов Санкт-Петербурга. Обладая редким по красоте тембром голоса, он также является высококлассным профессионалом, способным в кратчайшие сроки осваивать любые по сложности и объему произведения. Музыкант выступает во многих странах мира, в известнейших концертных залах — Carnegie Hall, Concertgebouw, Линкольн-центре, Нью-Йоркской филармонии, Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургской Капелле. Участвовал в записи нескольких компакт-дисков, в том числе камерной вокальной музыки Шостаковича и проекте по записи всех романсов Глинки.
Максим Пастер родился в Харькове в семье хормейстеров. В 1994 г. окончил отделение хорового дирижирования Харьковского музыкального училища, в 2003 г. вокальный факультет Харьковского государственного института искусств. В
2002-03 гг. — солист Харьковского государственного театра оперы и балета. В 2003 г. дебютировал в Национальной опере Украины имени Т.Шевченко в Реквиеме Дж. Верди. В 2004 году стал постоянным членом оперной труппы Большого театра. Сотрудничал с всемирно известными режиссерами — Робертом Уилсоном, Эймунтасом Някрошюсом, Робертом Стуруа, Франческой Замбелло, Темуром Чхеидзе. Участник проекта «Парад теноров» («Тенора XXI века»), в рамках которого гастролировал в России и странах СНГ.